Культуры
Слово «культура» (лат. culturus) означает возделывание, обрабатывание. Действительно, под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Таким образом, культура может быть противопоставлена «натуре» (natura), т.е. природе, которая существует в мире независимо от человека. Существуют три основные части культуры: первая из них находится в общественном сознание людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья – в материальных результатах их деятельности. Этнографы делят культуру на материальную и духовную. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной живой памяти любой человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Под хозяйственно – культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально – экономического развития и обитающих в схожих естественногеографических условиях. Различия между хозяйственно – культурными типами касаются в первую очередь основных занятий большинства населения – промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. Все хозяйственно – культурные типы, сложившие до капитализма, могут быть разделены на 3 основные группы. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй – мотыжного (ручного) земледелия и животноводства, к третье – плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. Историко-этнографические области, как и хозяйственно-культурные типы, являются историческими категориями. Они включают народы, расселенные на смежных территориях и реально связанные между собой, хоть и различающиеся часто по уровню социально-экономического развития, по языку и расовой принадлежности. Ясно, что что один и тот же хозяйственно-культурный тип может быть представлен в различных историко-этнографических областях, часто удаленных друг от друга. Историко-этнографические области могут складываться на основе одного хозяйственно- культурного типа, так и на основе нескольких таких типов в результате их длительного взаимодействия. Большой сложностью отличаются отношения хозяйственно-культурных типов и историко - этнографических областей с конкретными этническими общностями. Разбитие и распространение первых в разных частях земного шара может связываться с народами, а говорящими на различных, часто не родственных и даже не соприкасающихся между собой языках. Культурные нововведения могут быть разделены на две группы: одни из них возникают на обширных территориях, совершенно независимо у разных народов, нередко никогда не соприкасавшихся между собой; другие зарождаются в одном или нескольких очагах и уже оттуда распространяются в процессе контактов между народами или их миграций. С вопросом о соотношении инноваций и традиций истории культуры тесно связана проблема оценки ее роли в различные периоды развития человеческого общества. В повседневной жизни, а частично и в науке широко распространяется взгляд на культуры, как на общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение. С этим согласиться никак нельзя. Так как культура – результат целенаправленной деятельности людей, то роль каждого культурного явления в жизни зависит, прежде всего, от того, ради удовлетворения какой потребности оно было создано. Ярким примером отрицательно использования предметов материальной культуры является встречающиеся уже на заре человеческой истории употребление оружия для убийства или ранения себе подобных при внутри- и межплеменных ссорах и столкновениях Культурный прогресс в той или иной степени захватывает все народы нашей планеты независимо от их расовой, языковой, этнической принадлежности или социально - экономического уровня, но протекает он в настоящее время крайне неравномерно и своеобразно в странах социализма, в развитых капиталистических странах и странах развивающихся. Важным фактором этого прогресса являются такие характерные для наших дней процессы, как борьба за экономическую независимость, борьба за мир и разрядку международной напряженности, рост всех видов взаимосвязей между странами различным социально-экономическим строем.
Заключение. На основе всего рассмотренного в данном реферате по книге Н.Н. Чебоксарова «Народы, расы, культуры», можно сделать вывод: Перспектива дальнейшего развития культуры всех народов Земли прямо зависит от того, удастся ли отстоять мир на планете. Покорив многие силы природы, создав высокоразвитую промышленность и огромные города, удивительные средства коммуникации, человек создал и разрушительные силы, ставшие угрозой всему живому на Земле. Эта угроза исходит из империалистических кругов капиталистических стран, где военно – промышленные концерны получают гигантские прибыли от гонки вооружений. Они прикладывают огромные усилия для сохранения напряженности во всем мире, наращивая из года в год свои вооружения и создавая все новые военные базы. Необходимо остановить гонку вооружений, сократить ядерные арсеналы и предупредить милитаризацию космоса. Борьба за мир объединяет все народы Земли, которые верят в светлое будущее человечества, основанное на безграничных возможностях творческого труда, знаний и мысли.
|