Студопедия — Методы и приемы развития произносительных навыков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методы и приемы развития произносительных навыков







Обучение правильной артикуляции звуков речи (отработка дикции)

Логопеды делят звуки речи по характеру работы артикуляционных органов, необходимой для их произнесения, на:
а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и]; согласные [м], [п], [б], [т], [д], [н], [г], [х], [и], [с];
б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы]; дифференциация по мягкости и твердости усвоенных согласных; [л']; озвончение всех согласных;
в) звуки «позднего онтогенеза»: [р], [ш], [ж], [щ] (которые требуют поднятия передней части языка), [л], [ц].
Приведенное деление звуков речи одновременно содержит указание и на возраст ребенка, когда ему становятся доступными определенные артикуляции. В соответствии с указанным делением намечаются звуковые упражнения для детей разных возрастов.
Артикуляционные упражнения для здоровых детей (развитие речи которых не требует логопедического вмешательства) состоят в произнесении ими слов и фраз, включающих тот звук, который нужно научить ребенка правильно произносить. Дидактическим материалом здесь служат скороговорки («чистоговорки») и стихи с аллитерациями.
Основным методом упражнений является имитация произношения воспитателя. Приемами могут быть прямая имитация (детей забавляет сам процесс произнесения звуков, они воспринимают его как увлекательную игру) или ролевые игры — игры «в пчел», «козликов», «мышек», «барабанщиков» и т. д. Работа по закреплению всех артикуляций проводится на занятиях по чтению и пересказыванию художественных произведений, разучиванию стихов.
Во время первых тренировок по обучению детей произношению гласных звуков (кроме [ы]) и согласных [м], [н], [п], [т], [г], [х], [с], [й] обязательно будут встречаться звуки, которые дети данного возраста еще не могут произносить, воспитатель не должен останавливать на этом их внимания: пусть малыши пока заменяют (сублимируют) звуки «позднего онтогенеза» теми, которые они уже научились произносить. Не следует исправлять ребенка, если он заменяет «трудный» [ш] звуком [с], например, говорит «кася» вместо «каша» или путает глухие и звонкие [з] — [с], [б] — [п], [д] — [т], [л] — [й] и т. д. — говорит«бапа», «паба», «пуйа» вместо «пуля».
Примерное занятие
Воспитатель вызывает у ребенка первого года жизни подражательные звуковые реакции, общаясь с ним эмоционально. С выражением радости на лице он напевает ему без слов: «А-а-а, а-а-а, а-а-а». Ребенок, если он здоров, непременно вступит в игру и тоже будет петь: «А-а-а». Занятие продолжается 1—1,5 минуты.
Когда ребенок научится легко артикулировать этот звук, можно приступать к другой «песенке»:
— И-и-и, и-и-и, и-и-и.
Так же отдельно отрабатываются «э-э-э» и более «трудные», поскольку требуют работы губ, «о-о-о» и «у-у-у».
Логопеды не советуют заставлять ребенка первого года жизни на одном занятии артикулировать больше одного звука: иначе он не запомнит, какому звуку соответствуют данные мышечные ощущения.
Работа над произношением гласных продолжается на втором и третьем годах жизни, а в отдельных случаях и позже. Дошкольников надо тренировать в произнесении гласных на более длительном выдохе. Упражнения эти полезно связывать с тренировками дыхательных органов. Дыхательные упражнения, имеющие целью удлинение речевого выдоха, рекомендуется проводить как несложные сюжетные игры: «Понюхаем цветы», «Подуем на пушинку, чтобы она полетела по комнате», «Погреем дыханием руки, если они замерзли», «Выдуем мыльный пузырь». Приведем также упражнения для губ и для языка.
Упражнения для губ: «Надуйте щеки и затем прижимайте то одну, то другую пальцем»; «Вытяните губы трубочкой и сразу быстро улыбнитесь, показав зубы»; «Остановите лошадку: «Тпру».
Упражнения для языка: «Покажите, как котенок молоко лакает»; «Сделайте языком «укол» в щеку внутри рта»; «Пощелкайте языком».
Упражнения в произнесении гласных звуков с детьми второго года жизни проводятся уже в виде игры. Например, ролевые игры:
Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а».
Мышонок смеется: «И-и-ии-ии».
Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э».
Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у».
Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о».
Ребенок маленький плачет: «Уа-уа-уа-уа-уа».
Дети в лесу перекликаются: «Ау-ау».
Если в упражнение внести элемент соревнования («Кто дольше сможет тянуть «и-и-и» или «о-о-о»?»), то, понятно, воспитателю придется кое-кого и остановить в его «трудовом» рвении, но успех упражнение будет иметь несомненно.
Тренировки в отработке артикуляций согласных «раннего онтогенеза» (губных, зубных) проводятся с помощью «чистоговорок» и сюжетных игр.
Примерные занятия
I. Воспитатель усаживает детей (младшей группы) против себя так, чтобы им было хорошо видно его лицо и артикуляции.
— Давайте поиграем в «Кто чище скажет?», — начинает занятие воспитатель. — Слушайте, как я говорю (произносит очень медленно «чистоговорку»: «Опять пять ребят нашли пять опят»).
Дети имитируют его произношение: говорят так же медленно, чтобы запомнить артикуляции [п'], [т'|, [т]; затем темп убыстряется. Обычно малышам не надоедает повторять скороговорки десять и больше раз подряд.
II. Занятие по отработке произношения гласных приемом ролевой игры «Кто как смеется?» с детьми второго года жизни. Подготовьте две картинки: «Мышки» и «Мишки».
Посадите перед собой 2—3 детей так, чтобы они видели ваше лицо.
— Посмотрите на эту картинку. Кто здесь нарисован? Мышки? А вы слыхали, как мышата смеются? Нет? Они смеются так:
— И, и, и, и-и-и! (Воспитатель произносит звук [и] высоким тоном, «тоненько», то скандируя, т. е. отрывисто, то тянет этот звук подольше.)
— Теперь вы посмейтесь, как мышки. Давайте вместе:
— И, и, и, и-и, и-и-и, и-и-и-и-и...
— Вот, как смешно! И мышкам и нам смешно. Теперь посмотрите на эту картинку. Здесь медведи нарисованы, мишки. А вы слыхали, как смеются мишки? Нет? Они смеются так:
— Ы,ы,ы, ы-ы-ы! (Воспитатель произносит звук [ы] низким тоном, «толсто», то отрывисто, то протяжно.)
— Теперь вы посмейтесь, как мишки. Давайте вместе.
— Ы,ы,ы,ыы, ы-ы, ы-ы-ы, ы-ы-ы-ы...
С детьми третьего года жизни. Посадите всю группу детей перед собой.
— Дети, мы будем играть «в мышек и мишек». — Делит группу пополам:
— Вот здесь сидят мышки, а здесь — мишки. А я буду ваша мама, буду вас спрашивать. Мышки будут отвечать на все мои вопросы звуком [и], а мишки — звуком [ы]. Слушайте мои вопросы!
— Мышки, мышки! Как вы смеетесь? Мышки (радостно): «И,и,и,и-и...»
— Мишки, мишки! Как вы смеетесь? Мишки (радостно): «Ы,ы,ы,ы-ы...»
— Мышки, мышки! Как вы плачете? Мышки (жалобно): «И,и,и-и...»
— Мишки, мишки! Как вы плачете? Мишки (жалобно): «Ы,ы,ы-ы...»
Через полминуты группы меняются ролями.
Воспитатель показывает, как надо «смеяться» или «плакать»; прислушивается к произношению отдельных детей; тех, кто не справляется с заданием, под каким-нибудь предлогом вызывает для индивидуальной работы. Например:
— А один мишка (или мышонок) отстал от братцев, бегает и один смеется (плачет). Витя, ты будешь этим мишкой (мышонком)... А теперь ты, Нина...
III. Занятие с детьми т р е т ь е г о-ч е т в е р т о г о годов жизни по отработке произношения согласных приемом игры, в которой они имитируют звуки насекомых, зверей, птиц и т. п.
Воспитатель:
— Начинается праздник для птиц, зверей, насекомых, лягушек! Будут песни, танцы! На праздник пропускаются те, кто правильно подает голос. Гости парами подходят к хозяйке (воспитательнице); она обращается к каждой паре:
— Здравствуйте, серые гуси! Подайте голосок!
— Га-га-га, — гогочут гуси.
— Здравствуйте, золотые пчелки! Подайте голосок!
— З-з-з, — звенят пчелы.
— Здравствуйте, зеленые лягушечки. Подайте голосок!
— Ква-ква-ква (или Бре-ке-кекс).
Собачки лают: «Ав-ав-ав» или «Гав-гав-гав», уж шипит: «Ш-ш-ш-ш», петушок поет: «Ку-ка-ре-ку», ослик кричит: «Ио-ио-ио», лев рычит: «Р-р-р-р-р» и т. д.
После того как всех гостей приветствовала хозяйка, гости приветствуют друг друга: все хором кричат сначала по-гусиному, потом по-утиному, по-львиному и т. д.
IV. Занятие по отработке произношения согласных приемом дидактической игры «Кто чище скажет?» на материале скороговорок.
С детьми третьего года жизни.
Дети (3—4 человека) усаживаются перед воспитателем так, чтобы хорошо видеть его артикуляции. Воспитатель начинает игру:
— Слушайте, как я буду произносить «чистоговорки», потом тот, кого я вызову, постарается сказать так же или еще лучше. Кто лучше всех скажет, тот выиграл. Слушайте: «Птичка пела: пью-пью! фью-фью!» Теперь, Петя, ты скажи! Теперь, Славик, ты!..
Дети повторяют «чистоговорку». Воспитатель помогает.
Работа повторяется трижды: в первый раз «чистоговорки» произносятся в замедленном темпе; во второй — в обычном темпе; в третий — убыстрение. Выигрывает каждый.
С другой подгруппой (тоже 3—4 человека) того же возраста разучивают «чистоговорку»: «Синичка-сестричка, спой нам: синь-синь! зинь-зинь!»
С детьми четвертого года жизни отрабатываются «чистоговорки»: «Посеем мак, мак; взойдет вмиг, вмиг», «Польем лютики и лилии из лейки».
С детьми пятого года жизни: «В гору — бегом, с горы — кувырком», «Машины шинами по шоссе шелестят», «Ужин нужен и жуку и ужу».
С детьми шестого года жизни отработка правильной артикуляции проводится тем же приемом игры, но в усложненной форме. Ребенку дается задание произнести одну за другой сразу несколько «чистоговорок» на разные согласные. Например: «Шла Саша по шоссе», «На шесте — дворец, во дворце — певец», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели».
Для подобных же занятий с детьми седьмого года жизни в качестве дидактического материала берется небольшое стихотворение (по выбору воспитателя, знающего недостатки произношения своих воспитанников).
Образцы дидактического материала для развития артикуляций согласных звуков «раннего онтогенеза»:
1. Бабуся — мамина мама, бабуся — папина мама. Дедуся — мамин папа, дедуся — папин папа.
2. Говорит Попугай Попугаю:
— Я тебя, Попугай, попугаю!
Попугаю в ответ Попугай:
— Ты меня, Попугай, не пугай!
3. Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене
Будет Сеня.
Если в дидактическом материале, предназначенном для отработки звуков «раннего онтогенеза», попадаются звуки «среднего» или «позднего онтогенеза», воспитатель не должен настаивать на том, чтобы дети произносили их обязательно правильно, вполне допустимо вместо Мила — Мийа и т. п.
Дидактический материал для развития артикуляций звуков «среднего онтогенеза» и «позднего онтогенеза»:
1. Милая Мила мылом руки мыла.
2. На заре озеро порозовело. (Л. Ульяновская.)
3. Не по тропе, а около
катилось «О» и охало.
«О» охало,
«О» окало
не на тропе,
а около. (И. Демьянов.)
4. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
5. Утром дед спросил у внучки!
— Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
— Я не белоручка! (Е. Авдеенко.)
6. Тида-тида-тида-да,
Пляшет в чайнике вода.
Чайник весело поет,
Чай с вареньем пить зовет. (Ю. Щербаков.)
7. Баю-баю, баиньки...
Спать ложатся заиньки,
На ромашках спят шмели,
Лягушата спать легли.
В темном поле у реки
Спят ежата-колобки.
Влезла белочка в дупло,
Спать ей тихо и тепло.
Баю, баиньки, баю...
Да кому же я пою?
Рыбка спать ушла на дно.
Оля тоже спит давно. (3. Александрова.)

Обучение правильному модулированию просодем
Детям бывает трудно усвоить законченную интонацию предложения и различные интонационные фигуры смысловых отрезков предложения, пока они не натренированы в выполнении отдельных просодем: в модулировании голоса по силе (громко — тише — тихо), по высоте тона («толстым» голосом — «тоненьким» голоском), по тембру, выражающему чувства (радостно, печально, с досадой, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т. д.), в способности менять темп речи (быстро, медленно).
Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, — метод имитации. Приемы реализации этого метода: а) дидактические игры, б) сюжетные игры.
Дидактические игры проводятся на материале специально составленных учебных и художественных авторских текстов. Сюжетные игры строятся как ролевые игры и драматизации художественных произведений.
Примерные занятия
Упражнения в модулировании силы голоса.
Для детей четвертого года жизни.
Воспитатель читает стихи от автора, а кто-либо из детей повторяет звукоподражательные междометия, употребленные в этих стихах. Затем, когда каждый ребенок усвоит суть упражнения (дидактической игры), можно перейти к хоровому произнесению.
Для детей пятого года жизни.
Воспитатель рассаживает детей (4—5 человек) и дает каждому его любимую игрушку: зайца, щенка, поросенка и т. д., затем объясняет правила игры:
— Дети, давайте произносить «чистоговоркн» — те, которые вы уже знаете. Сначала говорите тихо-тихо, чтобы их могли расслышать только звери, ваши друзья, сидящие перед вами, а мне чтобы не было слышно. Потом каждый из вас (по очереди) скажет «чистоговорку» так, чтобы услышала ее и я.
Дети начинают шептать «чистоговорки» своим «друзьям», а воспитатель, несколько утрируя свою заинтересованность тем, что шепчут дети, восклицает:
— Ах, как бы я хотела быть на месте зайчика, чтобы услышать, как хорошо выговаривает слова Ниночка! Но нет, не слышно! Совсем не слышно!
— Теперь, Нина, скажи громче, что ты говорила зайке, чтобы я тоже слышала.
Девочка произносит «чнстоговорку» голосом обычной силы. Затем воспитатель встает из-за стола, отходит в дальний конец комнаты (или в другую комнату, но так, чтобы дети видели ее в дверь) и кричит оттуда:
— А ты можешь, Нина, повторить «чистоговорку» еще громче, так, чтобы я отсюда тебя расслышала?
Девочка говорит во всю силу своих легких.
Для детей третьего года жизни.
Эта игра упрощается так: каждый ребенок дважды проговорит свою «чистоговорку» воспитателю тихим голосом, стоя рядом с ним, а затем, отойдя подальше, скажет громко.
Для детей шестого и седьмого года жизни.
Игра усложняется так: каждый ребенок читает: а) тихо — для игрушки, б) громче — чтобы слышали дети, сидящие за тем же столом; в) громко — для воспитателя, который отходит к окну или в другую комнату (можно в третьем случае прочесть не для воспитателя, а для детей, которые специально отправляются в дальний угол комнаты).
Упражнения в модулировании голоса по высоте тона.
Для детей четвертого года жизни.
Работа проводится воспитателем сначала только с двумя детьми с хорошо развитой речью. Все остальные дети группы пока слушают.
Воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют отдельные стихи: 1-й — с вопросительной интонацией, более высокой по тону, 2-й — с повествовательной, а в конце с восклицательной интонацией.
После того как все дети группы поймут, в чем состоит игра, они присоединяются к 1-му и ко 2-му чтецам, и игра возобновляется. Само собой разумеется, что задания у 1-й и 2-й групп меняются: те, кто спрашивал, отвечают и наоборот. Таким образом все дети тренируются в модуляции голоса по высоте тона.
Для детей пятого года жизни.
Проводится игра «Медведь на пчельнике». Воспитатель рассаживает перед собой детей в дпа ряда — два «улья» — и объясняет правила игры:
— Дети, мы будем играть «в медведя на пчельнике». Вы будете пчелы, я — ведущий в игре, кто-нибудь из ребят — медведь, который пришел на пчельник. Я буду задавать вопросы. Первый улей будет отвечать на эти вопросы, сначала по моей подсказке, а потом, когда запомнит ответы, без всякой подсказки, второй улей будет переспрашивать. Например, я говорю; «Кто пришел на пчельник?» Первый ряд хором отвечает: «Пришел медведь». А второй ряд хором переспрашивает: «Пришел медведь?» И т. д.
Оба улья «гудят»: «З-з-з-з-з».
Занятие могут оживить игрушки: медведь, два улья.
Воспитатель прислушивается, правильно ли получается соответствующая интонация у каждого ребенка, и в случае необходимости тренирует его индивидуально.
Для детей шестого года жизни.
Стихотворение разучивается с каждым ребенком отдельно (для этого можно обратиться к родителям). Затем работа ведется приемом дидактической игры; участники — ведущий, 1-й и 2-й чтецы (могут быть 1-я и 2-я группы чтецов), из которых один задает вопросы, а другой отвечает.
Слово тембр употребляется в двух значениях:
1) окраска голоса чтеца, сопровождающая его речь независимо от его желания; своеобразие индивидуальной окраске голоса придают и физические данные (сопрано, альт, тенор, бас), и психические особенности каждого человека (доброта, озлобленность, высокомерие, нежность, жизнерадостность и т. д.);
2) в теории выразительного чтения слово тембр употребляют в значении «окраска, преднамеренно придаваемая чтецом своему голосу для выражения различных чувств» — радости, огорчения, удивления, досады, гнева, восторга, отчаяния, гордости, удовольствия и т. д.
Способность модулировать свой голос по тембру (во втором значении) — благоприобретаемое качество чтеца, и развитие этого качества путем упражнений очень способствует совершенствованию культуры речи.
Упражнения в модулировании голоса по тембру проводятся преимущественно в процессе разучивания детьми стихотворений, особенно таких, которые требуют совершенно однозначных интонаций — радости, страха, жалобы, сочувствия, торжественности и др. Воспитатель читает эти стихи подчеркнуто выразительно, и дети учатся имитировать соответствующий тембр.
Темп речи взрослого человека может убыстряться и замедляться в соответствии со смыслом и стилистическими задачами.
Размеренный темп речи характеризует интонацию перечисления. Изменение темпа речи, наблюдаемое на протяжении одного предложения, в некоторых случаях имеет грамматическое значение: убыстренным темпом произносят вводные слова. Сравните: «Он может быть в саду» и «Он, может быть, в саду». Слушая эти предложения, мы понимаем, что в первом случае «может быть» — сказуемое, а во втором — вводное слово; смысл здесь подчеркивается разницей в темпе речи, которым произносится «может быть». Но чаще темп речи указывает на эмоциональное состояние говорящего: его напряженность, «захваченность», увлеченность излагаемыми событиями (быстрый темп речи или постепенно убыстряющийся), его намерение растолковать что-либо слушающему, сосредоточить его внимание на том, о чем идет речь (замедленный темп). Живая речь непременно должна быть разнообразна по темпу. Ничто так не обесцвечивает речь, как однообразие темпа. Темп в речи выполняет не только самостоятельную функцию, но главным образом служит усилителем выразительности остальных элементов интонации — силы голоса, тембра и др.

Отработка законченной интонации
Законченная интонация оформляет предложение, т. е. законченную мысль. В основе законченной интонации лежит мелодия — восходящее движение тона к ударному слогу того слова, на которое падает логическое ударение, и нисходящее к концу предложения.
В русском языке существуют две основные законченные интонации: повествовательная и вопросительная. Эти интонации различаются тем, как, насколько высоким тоном произносится «пик» предложения — ударный слог слова с логическим ударением: в повествовательном предложении на «пик» приходится менее высокая нота, чем в вопросительном.
Дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только из уст воспитателя. Помня об этом, воспитатель обязан очень ответственно отнестись к отработке звучания своей речи.
Детям, разумеется, не нужно (бесполезно) объяснять особенности просодем, составляющих ту или иную законченную интонацию: им просто предлагают послушать эту интонацию и запомнить ее. Впрочем, об интонации воспитатель даже не говорит, он просто показывает ее детям, а они «впитывают» ее бессознательно вместе с лексическим и грамматическим содержанием образцов. Усвоив образец, дети перенесут его интонацию на любое предложение той же конструкции.
Следовательно, задача воспитателя состоит в том, чтобы: 1) подобрать целесообразный, полноценный в лингвистическом отношении речевой образец, текст, 2) натренироваться самому в правильном произношении текста данной конструкции, 3) заинтересовать детей выбранным текстом так, чтобы они очень захотели его запомнить, без принуждения со стороны взрослых, 4) организовать дальнейшую работу над данным текстом так, чтобы он был усвоен прочно.
Повествовательной интонацией дети владеют спонтанно, без специального обучения: еще не умея произносить отдельные слова, малыш «умеет произносить» повествовательное предложение, т. е. его интонацию. Это происходит к концу второго — началу третьего года жизни. К этому же времени ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?», «Кто это?» Значит, и вопросительная интонация доступна детям третьего года жизни. Но для полного ее усвоения детей надо тренировать в модуляции голоса по высоте тона. (Сравните: «Да». — «Да?» Произнося эти короткие предложения, вы замечаете, что повествовательное «Да» отличается от вопросительного только высотой тона.)
Паузирование текста.
Умение правильно интонировать предложение связано с умением пользоваться паузами. Пауза обязательна между предложениями, часто она нужна и внутри фразы. Пауза служит, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой; во-вторых, для выражения особенностей связи между ними (Л. В. Щерба). Например, пауза между подлежащим и сказуемым — «Кошка уснула» — обозначает двучленность предложения.
Паузой можно по-разному разделить предложение на словосочетания. Сравните: «Как удивили | его слова | брата» и «Как удивили его | слова брата». Умение правильно членить фразу на такты способствует понятности речи, ее смысловой прозрачности. Пауза употребляется также для передачи различных эмоциональных состояний говорящего. Например, в предложении «Ты уезжаешь?» пауза служит для выражения крайнего удивления.
Закрепительные упражнения на усвоение законченной интонации проводятся на занятиях по грамматике. В разных возрастных группах работа эта, естественно, усложняется: в средней группе дети работают над произнесением простых предложений, сначала менее, а потом более распространенных; в возрасте шести лет переходят к усвоению повествовательных и вопросительных интонаций сложных предложений.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, заучивая наизусть образцы предложений, заучивали их с правильной интонацией. При подготовке текста для выразительного дикторского прочтения паузы отмечают прямыми вертикальными черточками: / — короткая пауза, // — долгая пауза, /// — очень долгая пауза.

Отработка интонации смысловых отрезков предложения
В русской речи различают шесть основных видов незаконченной интонации: перечисления, вводности и звательности, обособления, предупреждения, противопоставления (по А. Н. Гвоздеву).
Сами же упражнения для выработки у детей навыков употребления данных видов интонаций проводятся на занятиях по грамматике, когда усваиваются соответствующие синтаксические конструкции предложений.
Интонация перечисления.
Смысловые отрезки с интонацией перечисления имеют место в простых предложениях с однородными членами, в сложносочиненных и некоторых видах бессоюзных предложении. Интонация перечисления — это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждом однородном члене ставится логическое ударение.
Фонетические упражнения по усвоению этой интонации, естественно, проводятся на занятиях по грамматике, когда воспитатель «вводит» указанные конструкции в речь детей, обогащая таким образом их речь соответствующими грамматическими формами.
Работа (одновременно по фонетике и грамматике) начинается с того, что воспитатель показывает, как нужно произносить предложение данной конструкции.
Интонация вводности.
С интонацией вводности произносятся вводные слова и предложения, в некоторых случаях обращения.
Интонация эта характеризуется тем, что вводное слово (предложение) произносится убыстренным по сравнению с членами предложения темпом, без логического ударения, не выделяется паузами. Сравните: «Он конечно вернется» и «Он, конечно, вернется». В первом предложении слово конечно — член предложения — обстоятельство образа действия, на него приходится логическое ударение. Во втором предложении конечно — вводное слово. Оно произносится скороговоркой, почти сливаясь со словом он, на которое здесь приходится логическое ударение.
Интонация обращения может быть двух типов. Обращение, стоящее в середине и конце предложения, может произноситься пониженным тоном, убыстренным по сравнению с другими членами предложения темпом, без логического ударения (т. е. с интонацией вводности): «Ты, Витя, придешь к нам?»; «Приходи к нам, Витя». (Имя Витя звучит как «Вить».) Обращение, стоящее в начале, редко — в конце предложения, может произноситься с усиленным логическим ударением и глубокой паузой, отделяющей его от членов предложения,— такая интонация называется звательной: «Витя! Неужели ты не хочешь прийти к нам?»; «Неужели ты не хочешь побывать у нас, Витя?!»
Интонация обособления состоит в том, что обособленные члены предложения отделяются от основной части предложения паузами (первая пауза меньше второй) и имеют собственное логическое ударение, на которое приходится повышение тона голоса: «Солнце, выглянувшее ненадолго, осветило лужайку». Основная часть предложения — Солнце осветило лужайку — имеет логическое ударение на слове солнце; в обособленном причастном обороте выглянувшее ненадолго — свое логическое ударение и повышение тона на слове ненадолго. Солнце, | выглянувшее ненадолго, || осветило лужайку (подчеркнуты слова с логическим ударением).
Предупредительная интонация (или интонация двоеточия) состоит в том, что фраза делится на две части и первая часть произносится сравнительно низким тоном почти на одной ноте, после чего делается глубокая пауза; произнесение второй части начинается более высоким тоном, мелодика продолжения соответствует его синтаксической конструкции: «Наступила темнота: солнце село»; «Пришли трое: Валя, Соня, Митя»; «Соня говорит: «Я рыбку поймала». Из примеров видно, что с интонацией предупреждения произносятся такие синтаксические конструкции: сложное бессоюзное предложение, части которого находятся в отношениях причинных и пояснительных; предложения с однородными членами, которым предшествует обобщающее слово, и предложения с прямой речью, в которых слова автора предшествуют прямой речи.
Интонация противопоставления.
Эта интонация характерна для бессоюзных сложных предложений со смысловыми отношениями противительными, условными, временными; для сложносочиненного предложения с противительными союзами и союзом и со значением внезапности действия; для простого предложения с пропущенным членом, а также для предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущена глагольная связка. На письме эта интонация обозначается тире.
Ее приметы: деление фразы на две части, между которыми очень продолжительная пауза (задержка течения речи), резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой; вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.

Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи детей
Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома: взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.
Исправление ошибок должно быть тактичным, не обижающим ребенка: воспитатель просто сам показывает образец, как надо говорить в данном случае, и поощряет ребенка, когда тот старается ему подражать.
Отработка произношения детей проводится и на специальных занятиях.
Специальные занятия по фонетике всегда имеют конкретную задачу: 1) постановка дыхания; 2) усвоение ритма слова (слогоразделение); 3) усвоение артикуляций отдельных звуков речи; 4) приобретение навыка в модулировании отдельных просодем; 5) приобретение навыка в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.
Некоторые упражнения, как, например, дыхательные упражнения, проводятся с детьми всех возрастных групп (за один год жизни дети не могут усвоить правильного речевого дыхания, поэтому дыхательные упражнения продолжаются и в школе), другие, формирующие все усложняющиеся умения, начинают проводить с детьми по мере развития их организма.
Если ребенок не усвоил артикуляции некоторых звуков или модуляций элементов интонации (просодем), которыми уже овладели дети его возраста, т. е. речевое развитие этого ребенка задерживается, с ним надо начинать работу, сообразуясь не с его возрастом, а с его умениями. Например, если ребенок в 4 года не усвоил произношения звуков «раннего онтогенеза» ([а], [и], [м], [с]...), то нельзя переходить с ним к отработке звуков «позднего онтогенеза» ([р], [л], [ш]...), даже если его сверстники владеют уже и этими звуками. С отстающими надо работать индивидуально.
Занятия по фонетике в редких случаях проводятся так продолжительно, что занимают целиком все учебное время, отводимое на одно занятие. Чаще всего упражнения по совершенствованию звуковой культуры речи детей входят составной частью в занятие по развитию связной речи и строятся на языковом материале того связного текста, которому посвящено данное занятие. Если приводится дополнительный языковой материал, то он дублирует те же фонологические явления, которые входят в изучаемый связный текст: те же звуки речи, те же просодемы. С детьми, отстающими в речевом развитии, рекомендуется проводить ежедневные «фонетические минутки» (упражнения, продолжительностью в 0,5—1 минуту). Упражнения, естественно, строятся на таком языковом материале, которым данный ребенок не овладел в срок.








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 404. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия