Персонализация общества
Попытки коллективизации человечества приводят, вопреки предвидениям теории и нашим ожиданиям, лишь к упадку и к порабощению людей. Для единения люди выбирали путь защиты своего материального благополучия. Создание новых отраслей промышленности для повышения уровня жизни народов, классов или государств было той почвой, на которой люди пытались сблизиться. Такой потребительский подход превратил материальное производство в хищническое, разрушительное "освоение природных богатств". Люди используют друг друга. При этом даже самое высокоинтеллектуальное развитие науки и техники, но устраняет такого поверхностного характера деловых контактов. Суть человеческой деятельности не в потреблении, а в созидании. Не в подчинении своим эгоистическим целям природы и других людей, а в совместном полагании целей развития природы и общества. Личность в такой целеполагающей творческой деятельности представлена не какой-то обособленной функцией, а целостно. Тейяр призывает преодолеть "парализующий нас антиперсоналистский комплекс", "поскольку коллектив поглощает... личность, он убивает любовь, которая хотела бы народиться. Как таковой коллектив, в сущности, вне любви". Невозможно любить анонимное множество, механическое сцепление элементов. Но в добровольном единении личностей может существовать всеобъемлющая любовь. Тейяр утверждает не только ее психологическую возможность, но считает, что она "единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить". "Поистине, не реализует ли любовь в каждый момент вокруг нас... магический, слывший противоречивым прием "персонализации" в тотализации? И то, что она ежедневно производит в малом масштабе, почему бы ей однажды не повторить в масштабе Земли?". И тогда, по убеждению Тейяра, "универсум обретет лицо и сердце... персонифицируется для нас". И значит, неверно представлять завершение образования ноосферы как безличный процесс: "Универсум — будущее — может быть лишь сверхличностью в пункте Омега". И тогда "все наши трудности, и взаимные отталкивания, связанные с противопоставлением целого и личности, исчезли бы". "И тогда, несомненно, под формированным напором замыкающейся Земли разыграются громадные, еще дремлющие силы притяжения между человеческими молекулами". Поэтому сверхличность, сверхсущество, образующееся в точке Омега, для Тейяра — "это система, единство которой совпадает с высшей ступенью гармонизированной сложности. Поэтому не следует представлять себе Омегу как просто центр, возникающий из слияний элементов, которые он собирает или аннулирует в себе... Группировка, в которой персонализация всецелого и персонализация элементов достигают своего максимума, без смешивания... — таков единственный образ, который вырисовывается, если мы попытаемся логически до конца применить к совокупности крупинок мысли понятие общности". Тейяр восхищен открывающимися громадными возможностями человечества. "В самом деле, если изучение прошлого и позволяет нам сделать некоторую оценку ресурсов, которыми обладает организованная материя в рассеянном состоянии, то мы еще не имеем никакого понятия о возможной величине "ноосферной" мощности. Резонанс человеческих колебаний в миллионы раз! Целый покров сознания, одновременно давящий на будущность! Коллективный и суммированный продукт миллионов лет мышления!.. Пытались ли мы когда-либо представить, что представляют собой эти величины?".
|