Студопедия — ВТОРОЙ РИМ ИЛИ АНТИРИМ?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВТОРОЙ РИМ ИЛИ АНТИРИМ?






Если бы мы описывали нисходящую ветвь кривой этногенеза, задача была бы
легка. Мы устанавливали бы прогрессирующее упрощение этносоциальной
системы, снижение ее резистентности и инфильтрацию инородных элементов. Но
когда нам предстоит описать ветвь восходящую, то это куда сложнее. При растущей
пассионарности доминанту находят не сразу. Возникает несколько направлений
развития, борющихся друг с другом ожесточеннее, нежели со своим
естественным противником - уходящей традицией умирающего суперэтноса.

Однако несмотря на это все соперничающие системы по отношению к прежней
действуют одинаково, даже если берутся ее защищать. Юлиан Отступник
попробовал произвести реставрацию римской веры... и заменил Христа Митрой.
А ведь митраизм был для римлян религией столь же чуждой, как и
христианство, и проникли в Рим эти религии одновременно - при Нероне, и
адептами митраизма были не римские нобили, а иллирийские солдатские
императоры, и посвящение в мигреумах принимали главным образом легионеры,
оторвавшиеся от своих домов и родни, а чаще - иноземцы. Даже если бы Юлиан
победил и искоренил христианство, то он укрепил бы не потомство бога
Квирина и волчицы, а систему, которую правильнее было бы понять как
Антирим, только иного фасона, чем тот, который создали христианские общины.

Деятельность этих общин протекала в течение трех веков незаметно, исподволь
объединяя пассионарные элементы, выпадавшие из ветхой системы, не дававшей
выхода буйной страсти к творчеству. Христианские общины были самыми
пассионарными консорциями в империи.Но так как Римская империя представляла
собой единую культурно-социальную политическую целостность, даже при
административном размежевании на "Восток" и "Запад", то в ней, естественно,
сосуществовали и пассионарные, и субпассионарные региональные популяции,
обменивавшиеся друг с другом энтропией и негэнтропией. Иначе говоря,
носители традиций античного упадка нравов жили бок о бок с буйными
мифотворцами, зачинателями новых традиций. Территориальное разделение было
бы для них благом, но деваться было некуда, ибо Рим так обижал окрестные
этносы, что те возненавидели любых римлян. Поэтому-то процесс вытеснения
одного этноса (римского) другим (византийским) проходил по всей территории
Римской империи и был столь мучителен. И поэтому же можно только условно
предложить ту или иную дату в качестве "начала" нового процесса этногенеза
и первой фазы его становления.

В середине I в. н.э. проповеди апостола Павла положили начало консорциям,
еще не выделившим себя из исходных этнических субстратов, однако римляне
уже видели в них нечто целостное, хотя воспринимали это как разновидность
иудаизма.

В середине II в. благодаря деятельности Юстина Философа христиане
выделились в особый субэтнос, категорически размежевавшись с иудаизмом;
гностиков современники причисляли к христианам.

К началу IV в. христиане - этнос в составе римского суперэтноса; это был
вынужден признать Константин. Тем не менее созданная им Восточная Империя
еще не была Византией в этнологическом значении термина; скорее, ее следует
понимать как поприще соперничества церковного христианства с митраистами,
неоплатониками, донатистами, арианами и другими подразделениями новой
этнической стихии, создавшейся на глазах историка и ставшей очевидной
современникам.

Некогда воинственные, а потом свободолюбивые этносы Запада после покорения
их римлянами поставляли в легионы храбрых всадников и искусных стрелков, но
к IV в. окончилось и это. Все унесли неотвратимые процессы "пассионарной
энтропии". Не только галло-римляне и бритты, но и батавы, фризы, иберы и
нумидийцы[16], несмотря на наличие индивидуальных качеств: храбрости,
физической силы, выносливости и т.п., не имели того дополнительного
качества, которое позволило бы им защищать от врагов имущество, семьи и
жизнь. Точно так же вели себя на восточной окраине региона богатые и
культурные аланы, позволившие завоевать себя диким малочисленным гуннам.
Малодушнее всех были "последние римляне", еще встречавшиеся в заселенной
приезжими азиатами благословенной Италии.

Доблестные фракийцы и иллирийцы растратили свою пассионарность еще в III в.
Механизм этого процесса был прост: храбрые энергичные юноши уходили в
легионы за "карьерой и фортуной", а пассивные заводили семьи на родине. Так
экстремальный признак был удален из популяции.

В IV в. наиболее боеспособные и дисциплинированные римские войска состояли
из членов христианских общин. Их был вынужден использовать даже Юлиан
Отступник. Однако они категорически отказывались сражаться против своих
единоверцев, например багаудов - повстанцев в Галлии в конце III в. Такая
принципиальность бывает иной раз неудобна, но именно она делала легионеров,
воспитанных в строгих правилах христианских общин, более надежными, чем
деморализованные граждане Римского мира, не верившие в Юпитера и Марса и
давно потерявшие представление о верности и совести.

Искать объяснения возникшего в III в. различия между восточной и западной
половинами Римской империи в социальном строе бесплодно. Он был полностью
унифицирован еще во II в. И расовый состав населения не мог иметь никакого
значения, потому что еще в I в. обитатели Греции и Сирии рассматривались в
Риме как выродившиеся потомки некогда могучих предков. И это было
справедливо.

Но в IV в. жители городов, но не деревень Востока перехватили инициативу.
Ведь в городах собрались пассионарии, тяготившиеся скукой деревенской
жизни. Результаты пассионарного толчка сказались в том же IV в. Место
граждан Римской империи в Малой Азии, на Балканах и в Сирии занял новый
этнос, условно именуемый византийским. Его усилиями варвары были отражены,
построен огромный город - Константинополь, освоены ремесла, налажена
торговля не только с соседями, но даже с Китаем, и, что самое главное,
сохранены ландшафты Сирии, Малой Азии, Фракии и Македонии. Очевидно,
экстенсивное хозяйство латифундий, принадлежавших уроженцам этих стран, в
некоторой степени обуздывало наклонности к хищничеству, свойственные
мигрантам, оказавшимся в Византии на положении людей, вынужденных, как и
все, подчиняться существующим законам и обычаям.

Даже в столице империи - Константинополе, несмотря на то что население его
превышало миллион, оно не уничтожило природы. Город тонул в зелени садов,
заботливо охраняемых и кормивших семьи обывателей. Черное и Мраморное моря
снабжали население рыбой, а хлеб ввозили из Египта, где почва ежегодно
обновлялась за счет разливов Нила, и черноземной "Скифии" (степей северного
Причерноморья). Оказывается, создавать культуру, развивать промыслы и
строить великолепные сооружения можно и без того, чтобы уничтожать природу.
Это было достигнуто тем, что избыточную энергию (пассионарность) византийцы
тратили на теологические споры и раздоры, что им самим приносило много бед,
но для вмещающих ландшафтов было безвредно.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия