Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

S8 Глава 4




товые и яркостные характеристики сигнала. А теперь предположим, что В'помещении, где установлены пульты управления, находится большая матрица из таких световых индикаторов (скажем, несколько сот штук; это может быть оповестительное табло около пульта управления на электростанции). Какова вероятность того, что оператор будет смотреть в нужном направлении как раз тогда, когда индикатор загорается? Если эта вероятность невелика и составляет примерно 0,01, то вероятность обнаружения светового сигнала в тот момент, когда он только-только предъявлен, составляет не 0,999, а лишь 0,009. Если рассматривать подобную задачу в рамках реального производства (в контексте «производственной экологии»), то с точки зрения психофизики данного светового сигнала не достаточно, чтобы гарантировать его восприятие наблюдателем. С другой стороны, если такие психофизические данные не учитывать, то вероятность точного восприятия (при условии даже идеального распределения внимания и точного соблюдения КСТ) будет очень малой.

Несмотря на сделанные выше предостережения относительно особенностей динамики восприятия, мы все же надеемся, что таблицы психофизических данных (например, такие, как табл. 4.1—4.3) дают ценные сведения на этот счет.

Чтобы понять истинное значение таких сведений, мы сначала должны более подробно обсудить два механизма, участвующие в восприятии и описываемые схемами «снизу-вверх» и «сверху-вниз».

4.5.1. Переработка воспринимаемой информации по схеме «снизу-вверх» и «сверху-вниз»

До сих пор основное внимание уделялось тем составляющим, на которые можно разбить накопленные данные по восприятию, а также на соответствующие анатомические и физиологические механизмы. Такой подход можно охарактеризовать как своего рода «атомистический» нли как подход к восприятию по схеме «сннзу-вверх». Однако с самого начала в исследованиях по восприятию можно было выделить и второй подход по схеме «езер.чу-вниз». Особое признание этот подход получил в последние 20 лет, когда сформировалось отношение к восприятию как к «процессу переработки информации». (Если обратиться к истории этого вопроса, то второй подход к восприятию всегда занимал достойное место в работах европейских ученых, тогда как ученые Северной Америки в течение нескольких десятилетий игнорировали его.) В подходе «сверху-вниз» подчеркивается активная роль, которую играет в процессах переработки информации сам наблюдатель. То, что воспринимается челове-

Ощущение, восприятие и проектирование систем

ком в том или ином случае, зависит от взаимодействия двух этих стратегий переработки информации. Так, характеризуя входную информацию с позиций физики, анатомии, физиологии и психофизики, мы описываем только первую стадию восприятия, когда соответствующая информация поступает в мозг, однако только от стратегии обработки информации в направлении «сверху-вниз» зависит характер использования этой информации механизмами мозга наблюдателя,

В частности, когда восприятие рассматривается в рамках эргономики, необходимо делать упор на том, что цель восприятия— обеспечить адаптивное поведение наблюдателя, т. е. позволить ему совершить какое-то конкретное действие в зависим мости от того, что он воспримет. Как уже говорилось выше, восприятие можно рассматривать как один из блоков киберие* тической системы переработки информации, охваченной обрат ными связями. В соответствии с этим представлением раздражение рецепторов приводит к восприятию состояния внешней среды, что требует от организма соответствующего действия, после чего наступает ожидание некоторого нового состояния окружающей среды. В свою очередь установка на определенное изменение окружающей среды влияет на характер обработки поступающей новой информации и на характер интерпретации поступающей от рецепторов информации. Это приводит к изменениям в отношении к поступающей информации, в действиях, в ожидаемых результатах и т. д. Подход к восприятию как к схеме обработки «снизу-вверх» может обеспечить понимание основной стратегии восприятия, однако это является необходимым, но не достаточным условием точного восприятия. Конечный результат процесса восприятия определяется механизмами схемы «сверху-вниз» при заданном конкретном входе, с учетом динамики входных сигналов и их нестабильности.

Чтобы восприятие действительно обеспечивало адаптивное поведение, необходимо принимать во внимание одновременно стратегии восприятия как по схеме «сверху-вниз», так и по схеме «снизу-вверх». Только в этом случае можно получить удачную «конструкцию для восприятия».

4.5.2. Принципы переработки информации по схеме «сверху-вииз»

Далее мы обсудим четыре основные детерминанты перцептивных процессов, описываемые схемой «сверху-вниз»: I) врожденные механизмы образования «гештальтов»; 2) долговременные ожидания и установки, включая перцептивные «стереотипы»; 3) кратковременные ожидания и установки; 4) внимание.

190 Глава 4

Гештальты. В 1930-х Коф-фка [9] и другие психологи установили, что большую роль в восприятии играют «гештальты». Человек в качестве наблюдателя ведет себя так, как если бы в его нервной системе имелись некоторые врожденные свойства, которые позволяют определенным образом структурировать поступающую информацию и задавать определенный «режим» восприятия (если только сам наблюдатель не приложит значительные усилия и будет этому сопротивляться). Например, на графике, представленном иа рис. 4.13, а, изображены значения трех переменных. Наблюдатель без труда и совершенно естественным образом увидит на этом графике две непрерывные кривые, одна из которых состоит из длинных штрихов, а другая — из коротких. Почти невозможно не видеть эти линии как непрерывные. Даже если взять кривые на рис. 4.13,6, то мы без труда можем проследить их ход. Гештальт-психологи назвали эту тенденцию «общей судьбой». Еще один пример — понятие «хорошей фигуры». Окружность с незначительными отклонениями, как правило, воспринимается в виде круга, линии с небольшим разрывом — как непрерывные и т. д., а элементы, расположенные близко друг от друга, —как одно целое (рис. 4.14). Если некоторое поле заполнено движущимися элементами, то те элементы, движения которых связаны, автоматически воспринимаются как целостное множество, выделяясь на фоне неподвижных элементов или тех элементов, которые движутся по-другому и в целом не связаны. Если обратиться к слуховому восприятию, то здесь «гештальты» образуются в связи с ритмом, высотой и т. д. Например, в хоровом пении сопрано выделяется как нечто цельное на фоне более низких голосов (даже при монофоническом прослушивании). Точно так же, без всяких усилий со стороны слушателя, последовательность более эысо-

Рнс. 4.13. Гештальт-прииципы в восприятии. В точке пересечения линии «автоматически» воспринимаются как идущие в том же направлении, что и до пересечения, а не как линии, которые касаются друг друга в этой точке, а затем их направление и способ символического представления резко меняются.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 246. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7