ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли. Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном». В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова. Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого. Возьмем, например, такую фразу: «В каждом произведении сценического искусства |существует как бы несколько смысловых слоев» (Г.Бояджиев «Душа театра»). В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой). В более распространенном простом предложении и, тем более, в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее: надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения. Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения. Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность. Так, логическими паузами всегдаотделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними. Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает. Задание: Прочитайте вслух. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли. 1. «На Старице по берегам – песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрутившуюся розу. Если вырвать такой шарик из песка и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый на спину жук, расправляет с одной стороны лепестки, упирается на них и перевертывается опять корнями к земле». (К.Паустовский «Мещерская сторона») 2. «Но, воздав столь громкую хвалу этим донкихотам театра, автор вовсе не видит в них зрителей идеальных. Хвала им воздается по иной причине – за азарт. За то, что в поте лица своего добывая «лишний билетик», этот любитель театра являет собой полную противоположность равнодушному зрителю». (Г.Бояджиев «Душа театра»). Задание: Прочтите примеры, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную часть и определите логическую последовательность развития темы. 1. «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листьев, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозщичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики матросов и таможенных солдат, - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью, - к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие – рвут пыльный, знойный воздух» (М.Горький «Челкаш»). 2. «На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, - и конец скачки был против беседки». (Л.Н.Толстой «Анна Каренина») 3. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана, Судно весело бежит И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости; И за ними во дворец Полетел наш удалец. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане») Проверяя себя, еще раз подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. Объединяйте слова в речевые звенья по такому принципу: одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится по возможности слитно, почти без пауз. Если для более яркой передачи какого-либо понятия (особенно когда оно выражено достаточно большим количеством слов) требуются паузы между составляющими его словами, то эти паузы должны быть меньшей длительности, чем выделяющие понятие в целом. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки). Говоря о логических паузах, следует специально остановится на соединительном союзе И. Запятая перед ним обычно не ставится. Логическая пауза большей или меньшей длительности перед сочинительным соединительным союзом И бывает почти всегда: А) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами; Б) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения. На первом месте для нас должен стоять смысл, ведь грамматика, синтаксис только помогают нам в этом. Мы ищем в предложении речевые звенья, ориентируясь на содержание. Примеры: «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась (,) с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза». (А.С.Пушкин «Дубровский). - Я к вам влезу через окно! – решительно говорю я и вспрыгиваю на окно. Я очень легко красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник и тут только замечаю насмешливое удивление подруги и замешательство Лили. Я сразу догадываюсь (,)что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю». (Ю.Казаков «Голубое и зеленое») После союза И, стоящего перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается: «Отвернулся и (,) обходя лужи, побрел к багажному отделению». (Ю.Казаков «На полустанке»). Задание: Прочитайте примеры, перепишите их, расставьте знаки логических пауз.
|