Студопедия — В третьем параграфе «О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры» разговор идет о соотношении науки и религии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В третьем параграфе «О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры» разговор идет о соотношении науки и религии






Поскольку для культуры характерно сложное и проблемное соотношение сакральной и секулярной составляющих, это предопределяет два основных направления применения «человеческой мудрости», которая должна улучшать быт и обеспечивать сакральность как обязательность для всех картин физического мира.

В период «средневековья» просто наблюдения в условиях более сложных отношений с природой становится мало, и начинается формирование слов-терминов и универсально-абстрактного подхода к описанию мира. Рефлексией по отношению к социальному миру, в основном, займется религия.

В условиях формирования капиталистического общества, резко повышается роль физических, естественных и точных наук. Капитализм развивается из торговли, и хаотичность социального мира начинает считаться обязательной характеристикой и физического мира. Бог становится лишь перводвигателем. Человек обязан не только строить социальный мир, но и попытаться понять физический мир. Слово «наука» постепенно меняет свое значение. Из достаточной и обязательной суммы фактов, методов и иллюстраций к Истине она превращается в процесс познания.

В XX веке наука начинает играть ту же роль «учителя», которую когда-то играла и религия, и приписывает себе не только научную, но и мировоззренческую непогрешимость. Сначала она «разоружает» общество, так как разбивает прежний социокультурный синтез, и на этом этапе обязательна борьба науки и религии как этап «снятия». Она дает внешне простые и безупречные ответы, достаточные для разных уровней образования. В этом «утешении» фактически проявляется компенсаторная функция. После создания картины физического мира она обещает решить и социальные проблемы.

В этой ситуации положение науки и ее диалог с религией становятся крайне сложными. То, что мы именуем наукой, можно рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, это некий комплекс методов и связанных с ними теорий и концепций, который поставлен «на службу человечеству» и служит ему действительно весьма эффективно. В то же время комплекс мировых законов и комплекс догматов в равной мере не влияют на экономическое, социальное, политическое, этническое и т. д. разделение человечества, но оба они влияют на развитие «культуры» и создают две диаметрально противоположные картины мира – религиозную и научную. Это две необходимые для культуры крайности.

Религия в свое время достаточно произвольно и гениально решала мировоззренческие вопросы с помощью идеи «неведомого» Бога-Творца, находящегося за пределами мира. Свой ответ должна теперь найти и наука, только тогда она получит право и возможность сформулировать новую парадигму.

Это говорит о том, что заканчивается период «сциентизации» как аналог «христианизации», т. е. триумфального шествия науки по умам людей и континентам планеты. Уже поэтому она перестает быть такой боевитой и антирелигиозной, как раньше. Если раньше она скорее разъединяла людей, настаивая на индивидуализме, то теперь в науке на первый план выходит мироустроительная функция. Об этом свидетельствует и то, что наука стала активно заниматься решением социальных вопросов, дала человечеству идею «утешения» с помощью научно-технического прогресса.

Четвертый параграф «Из истории европейского атеистического дискурса» посвящен развитию атеистических представлений в Европе. Именно в христианстве сформировалось классическое определение атеизма как отрицания Бога, поскольку в Европе является особенно проблемным взаимоотношение Бога как сверхъестественной и надъестественной сверхличности, творящей естество, и Человека как сверхличности, живущей внутри этого естества и пытающегося присвоить себе окончательно права «домовладельца».

В «средневековый» период атеизм направлен, прежде всего, против сакральных текстов – «Священного Писания» и «Священного Предания», основательно сканируя их на предмет соответствия истории и морали и в то же время проводя воинственную моральную критику христианства, особенно его институтов.

Нововременная модель культуры делает акцент на десакрализации культуры, использовании философии вместо религии. Постепенно и философия начнет вытесняться наукой. Атеизм этого времени и становится формой осмысления роли сакральных идей в истории и культуре.

Именно в это время появляется и марксистское понимание атеизма. Базовым критерием для него станет средневеково-христианское понимание атеизма как богоотрицания, которое марксизм доводит до логического конца.

Глава шестая «Место христианства в представлениях об окружающем мире» касается некоторых аспектов изучения окружающего мира с точки зрения распространения «истины» («измерения» мира с позиции отношения народов к Евангелию, окончательное принятие которого и станет «концом истории»). Особую роль в мировоззренческой истории Европы сыграло осмысление «чужих» народов: арабов, «извративших истину», и монголов, сумевших завоевать всю Евразию без опоры на «слово», одной только «силой».

Первый параграф «Место христианства в представлениях средневековых европейцев об исламе» посвящен диалогу в средние века ислама и христианства.

В истории взаимодействия Востока и Запада исламо-христианским отношениям принадлежит особая роль. Они сформулировали, по сути, взаимоисключающие парадигмы развития всего тогдашнего человечества, основанные на понятии «мировая религия». Возникнув под духовным влиянием иудейско-христианской традиции, ислам основательно ее переосмыслил и нарушил стройность представлений средневековых христиан о божественном плане истории. По сути, появление исламской альтернативы поставило под сомнение перспективы развития христианского мира, было для них своеобразным религиозно-историческим вызовом.

Во втором параграфе «Христианское представление о монголах XIII в.» рассматриваются представления европейцев о монголах, захвативших Азию в XIII в. Образование Монгольской империи произвело огромное впечатление на современников в разных районах Евразии. Уже в XIII в. появились специфические образы «Потрясателя Вселенной», которые до сих пор не могут «найти общего языка».

Европа проводит доскональный и всесторонний анализ монгольского феномена, причем стоит заметить, что христианский мир заботит не столько военная опасность, сколько цивилизационная. Стоит отметить разнообразие жанров и ракурсов, используемых для описания монголов. Это отчеты послов (Рубрук, Карпини), схоластические «суммы» (Р. Бэкон) и даже своеобразный «роман» («книга» М. Поло)[3]. Это означает, что новый мир интересует всю культуру, и она пытается составить энциклопедический очерк о нем. Папского посла П. Карпини интересуют прежде всего церковно-религиозные проблемы и интересы римской курии, королевского посла Г. Рубрука политические нюансы, полуторговца-полулазутчика М. Поло – экономические проблемы. Это три «ответа», которые как бы синтезируют информацию по этим аспектам. Основа для этого уже была – работа с «возрождаемой» античностью и ее иной трактовкой мусульманами, и, разумеется, ориентация на новые ценности – рационализм, демократию, гуманизм, индивидуализм, экономические интересы.

Нужно учитывать и то, что в Европе на протяжении всей истории был накоплен богатейший опыт изучения истории вообще и истории «варваров» в частности, разработаны исторические, филологические, сравнительные методы, выработана определенная номенклатура понятий и исторических схем, которая до сих пор пользуется немалым успехом и в других цивилизациях. Этот строго научный подход вывел историю изучения кочевников, в том числе и монголов, на более высокий уровень анализа и синтеза и значительно усилил сложившиеся на Западе и Востоке историологические стереотипы и штампы.

Европейцы фактически не победили их парадигму, а вывели ее за скобки культуры, объявив создание империи результатом силы. На это повлияло и отрицание «средневековья» как периода господства «орд» варваров. Европецы использовали и китайское понимание «варваров».

Европейцы отметили особость монголов, т. е. уловили приход «иных» – новых людей с новой ментальностью. Эти «пришельцы» фактически создавали новый миропорядок[4]. В этом плане можно говорить о своеобразной евразийской революции, которая, естественно. своими составляющими имела не только этнические изменения, связанные с монголами, но и переход европейцев на капиталистический вариант развития. Складывался новый «Восток» и Европа начинает его не только посещать, но и изучать.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования. Анализ выбранных ключевых проблем позволяет утверждать, что иудео-христианская традиция действительно сыграла роль системообразующего фактора в истории средневековой европейской культуры. Это видно уже из того, что именно Библии суждено было сыграть роль программного текста, который не только кодирует цивилизацию и отвечает за «смысл» ее существования, но и с помощью «религии» выстраивает «культуру» как механизм адаптации к определенной пространственно-временной ситуации. Системообразующая роль христианства четко прослеживается в ключевых сферах этой культуры – богословии, философии истории, криминологии, философии, литературе, представлениях об окружающем мире. Именно христианство сыграло ключевую роль в периоды «ренессансов» и «реформаций». Христианству же принадлежала решающая роль в «ответе» на вопрошание со стороны порождаемых эмпирикой его цивилизационных «соперников» («наука», «ересь») и «противников» («атеизм»).

В модели средневековой культуры особую роль играет «сакральная» сфера, представленная в «христианском» мире комплексом «религиозных» идей. «Религия» «отвечает» за «смысл жизни» общества в целом и каждого его члена, т. е. предлагает им «цель» экзистенциального существования и формы и средства ее достижения и тем самым обосновывает необходимость парадигмального, целенаправленного (телеологичного) и искусственного развития «человечества», цивилизационно объединяет людей. Она же играет «мироустроительную» роль в истории цивилизации, т. е. разрабатывает программу «строительства» оптимальной социокультурной модели, создает и обосновывает комплекс цивилизационных идей, направленных на структурирование и упорядочивание пространства.

Именно «религиозные» идеи в «средневековый» период создают основу для представления об «истории» как «педагогическом» процессе, в рамках которого строится оптимальная социокультурная модель и распространяется во времени, пространстве и сознании людей.

Особое значение в истории цивилизации имеет проблема «теодицеи», поскольку в случаях любых внутренних «кризисов» или информационных атак извне под сомнение ставится именно положение о провиденциализме («промысле Божьем»).

Религия структурирует правовое пространство и сводит стремящуюся к хаотичности юридическую практику в единое русло цивилизационной криминологии. В истории Европы решающую методологическую роль играет именно библейская криминология.

Принципиальное значение для развития цивилизации в средние века имеет «литература» как строго структурированный комплекс сакральных и профанных сочинений.

В период расцвета цивилизации (рубеж тысячелетий) «христианский мир» столкнулся с двойным вызовом – со стороны стремительно развивающейся городской культуры и мусульманской цивилизации. Именно христианство смогло создать эффективный механизм «ответа» на эти «вызовы» в виде схоластики, итогом развития которой стало спасение латинско-христианского понимания сверхъестественного и Библии как Текста цивилизации.

Обратной стороной христианства как «мировой религии» являются разного рода «отклонения» как обязательные для культуры формы верификации парадигмы («истины») и механизма ее трансляции («церковь»).

Именно христианство смогло обезопасить цивилизацию от провокационного и разрушительного воздействия со стороны «ересей» как попыток выстроить альтернативный вариант христианства как религии и организации. Именно христианство в период начала трансформации традиционного общества в посттрадиционное помогло сохранить цивилизационную парадигму с помощью так называемой «реформации» как механизма «возрождения», структурирования и укрепления изначального комплекса цивилизационных идей.

Интенсивное развитие «науки» в период позднего средневековья и «новой истории» создало, на первый взгляд, возможность альтернативного развития цивилизации – не на сакральной, а на секулярной основе. Тем не менее, именно религия передала науке алгоритм развития цивилизации, базовые цивилизационные идеи, механизмы их трансляции и в настоящее время во многом представляет собой своеобразный и необходимый инструмент верификации научной «истины».

Прямым порождением религиозной культуры является и «атеизм», который сохраняет свое значение и в современных условиях как механизм верификации Библии.

Любая цивилизация обязательно сканирует и маркирует окружающее ее пространство. Для Европы это особенно важно, поскольку она испытывала со стороны иных «миров» не столько военные, сколько информационные удары. Именно религии в средневековой Европе принадлежит особая роль в предотвращении и отпоре «натиска» с «Востока». Именно христианство сыграло решающую роль в информационной борьбе с мусульманским «словом». Именно христианская Европа создала «имидж» («бандиты») кочевников (на примере монголов), с помощью которого практически вывела их за пределы культурного пространства в принципе.

 

Основные научные результаты диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в ведущих научных журналах, утвержденных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Атеизм профессора М. И. Рижского в контексте истории европейского атеистического дискурса // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2007. - Т. 6. - Вып. 1: История. - С. 86–105. (2,5 п. л.).

2. Библия как действующий текст в истории западной цивилизации // Идеи и идеалы. - 2011. - № 3. - Т. 1. - С. 73–87. (1,1 п. л.).

3. Бог и Человек в теодицее Христа // Идеи и идеалы. - 2011. - № 2. - Т. 1. - С. 51–55. (0,5 п. л.).

4. Европейцы XIII века о Монгольской империи и Чингисхане // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 2. - С. 73–76. (0,5 п. л.).

5. История средневековой европейской теологии. Программа курса // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 1: История. - 2005. - С. 126–141. (0,2 п. л.).

6. О модели средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 139–144. (0,6 п. л.).

7. О модели средневековой европейской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 144–148. (0,6 п. л.).

8. О роли атеистического дискурса в истории средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 152–157. (1,4 п. л.).

9. О специфике изучения средневековых культур // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. Вып. 1: История. - 2005. - С. 57–71. (1,7 п. л.).

10. О соотношении «Возрождения», «Реформации» и «Просвещения» в истории Европы // Вестник Томского государственного университета. История. - 2009. - N 2 (6). - С. 139-142. (0,1 п. л.).

11. Один из истоков европейского маньчжуроведения (латинское представление о монголах XIII века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2011. - Т. 10. - Вып. 1. - С.18–33. (1,5 п. л.).

12. Первая мировая война и «закат» Европы // Идеи и идеалы. - 2010. - № 4. - Т. 1. - С. 54–69. (1,3 п. л.).

13. Проблема падения Византии в общем контексте ее развития // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 2.: История. - 2005. - С. 10–26. (1 п. л.).

14. Рец. на кн.: Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000. // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 1: История. - 2005. - С. 156–158 (0, 3 п. л.); (в соавторстве с Тимофеевой Н. К.)

15. Роль Библии в истории средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 148–152. (1,6 п. л.).

16. Схоластика в контексте истории европейской цивилизации // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 1: История. - 2005. - С. 43–56. (1 п. л.).

17. Формирование идеи «нового Рима» как конструирование образа христианской античности (на материалах «Остготского возрождения») // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 10. - Вып. 10: История, филология. 2011. - С. 5–12. (0,8 п. л.).

Общий объем: 15, 7 п. л.

Монографии:

18. Христианство и средневековая культура. - Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. - 399 с. (46 п. л.).

19. Magister dixit: О Моисее Иосифовиче Рижском и некоторых проблемах библеистики. - Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. - 351 с. (21,25 п. л.).

20. Атеизм М. И. Рижского. Из истории европейского атеистического дискурса. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. - 176 с. (16,4 п. л.).

21. Средневековое христианство и культура. О месте «мировой религии» в истории европейской цивилизации. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. - 512 с. (36,3 п. л.).

Общий объем: 119, 95 п. л.

Публикации в сборниках, журналах и материалах конференций:

20. Беда Достопочтенный об арабах и исламе // VII Арсеньевские чтения. Тезисы докладов региональной научной конференции по проблемам истории, археологии и краеведения. - Уссурийск, 1994. - С. 158-162. (0,7 п. л.).

21. Библия и история // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2011. - С. 5–15. (1,9 п. л.).

22. Библия и представления европейцев вв. об исламе и арабах // Традиции и инновации в истории культуры. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск, 1995. - С. 52-63. (0,75 п. л.).

23. Библия как «книга» // Шестые Макушинские чтения. Тезисы докладов научной конференции 22–23 мая 2003 года. г. Новосибирск. - Новосибирск, 2003. - С. 14–17. (0,2 п. л.).

24. Возрождение как особенность развития культуры (на примере Европы) // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика. Пятые всероссийские историко-педагогические чтения. - Екатеринбург, 2001. - С. 59–63. (0,5 п. л.).

25. «Возрождение» как особенность развития европейской культуры // Теория и история культуры в вузовском образовании. - Новосибирск, 2003. - С. 59–77. (1, 7 п. л.).

26. Дон Гуан и Дон Хуан: взгляд историка на проблему восприятия испанской культуры в России начала XIX века // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе. - Новосибирск, 2002. - С. 43–93. (1,2 п. л.).

27. Ересь как культурное явление // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. 1. Материалы научно-практического семинара. - Кемерово, 2004. - С. 64–82. (1,75 п. л.).

28. Из истории немецкого востоковедения. Карл Август Виттфогель (1896-1988) // Немецкий этнос в Сибири. Альманах гуманитарных исследований. - Новосибирск, 2002. - Вып. 3. - С. 98-113. (1,5 п. л.).

29. Иоанн Дамаскин и восточно-христианская интерпретация мусульманского вероучения // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сб. тез. научн. конф., посв. 35-летию гуманитарного факультета НГУ. - Новосибирск, 1997. - С. 52-55. (0,25 п. л.).

30. Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории) // Гуманитарное образование в Сибири. - Новосибирск, 2000. - С. 103–121. (2,4 п. л.).

31. История России как модель становления цивилизации // Россия и общества Востока: динамика социального развития, политические отношения, межкультурная коммуникация. Материалы межвузовского научного семинара (Стерлитамак, 18 февраля 2005 г.). - Уфа, 2005. - С.104–124. (1,45 п. л.).

32. История России как одна из моделей становления цивилизации // Россия как цивилизация. - Новосибирск, 2008. - С. 123–177. (3,5 п. л.).

33. К вопросу о терминах, применяемых и применимых к средневековой истории // Политическая культура в истории Германии и России. - Кемерово, 2009. - С. 190–217.(1, 5 п. л.).

34. Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм» // История через личность. Историческая биография сегодня. Под ред. Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2005. - С.390–412.(1,5 п. л.).

35. Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм» // История через личность. Историческая биография сегодня. Под ред. Л. П. Репиной. - М., 2010. - С. 390–412. (1,5 п. л.).

36. Книга М. И. Рижского «Что такое Библия?» в контексте истории советского религиоведения // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С. 6-15. (1 п. л.).

37. Мастер и Маргарита // Теория и история культуры в вузовском образовании. Вып. 4. - Новосибирск, 2008. - С. 99–109. (1 п. л.).

38. М. И. Рижский – ученый-библеист // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы конференции. - Новосибирск, 2002. - С. 7–16. 0,9 п. л. (в соавторстве с Т. Г. Мякиным).

39. О восприятиимонголов европейцами в XIII веке // История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции, посвященной 60-летию НГПУ 30 октября - 1 ноября 1995 г. - Новосибирск, 1995. - С. 85-89. (0,4 п. л.).

40. О восприятии Нового света европейцами в XVI - XVII вв.// История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции, посвященной 60-летию НГПУ 30 октября - 1 ноября 1995 г. - Новосибирск, 1995. - С. 89-92. (0,3 п. л.).

41. О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С. 56-63. (0,75 п. л.).

42. О некоторых особенностях библейской криминологии // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. - 2010. - № 4.1. - С.101–136. (2,4 п. л.).

43. Общеправовые и уголовно-правовые проблемы в просветительской мысли Азербайджана второй половины XIX в. // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Региональной научно-практ. конф. - Новосибирск, 2004. - С. 119–122 (в соавторстве с С. Х. Будаговым) (0,2 п. л.).

44. Представление об истории в Евангелиях // Кирилло-Мефодиевские чтения. Христианские традиции и культура России. Материалы научно-практической конференции (Новосибирск, 24–25 мая 2001 г.). - Новосибирск, 2001. - С. 25–42. (1,3 п. л.).

45. Представление об истории в Евангелиях // Историческое знание и интеллектуальная культура Материалы научн. конф. М., 2001. С. 175–179. (0,25 п. л.).

46. Представление об истории в Новом Завете // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2002. - С. 74–99. (3,8 п. л.).

47. Представление об истории в Евангелиях // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - М., 2002-2003. - Вып. 9. С. 258–287. (2 п. л.).

48. Представление об истории в Евангелиях // Диалог со временем. -М., 2002, 2003. - Вып. 10. - С. 112–136 (1,5 п. л.).

49. Представление о насилии в Библии // Политическое насилие в исторической памяти Германии и России. Сборник научных статей. - Кемерово, 2007. - С. 185–197. (0,5 п. л.).

50. Представление о преступлении в Пятикнижии Моисеевом // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Региональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - С. 122–125. (0,2 п. л.).

51. Религиозное обоснование идеи крестового похода в хронике «Деяния франков» (Gesta Francorum et aliorum hierosolyminatorum) // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Второй межрегиональной конференции. - Новосибирск, 2005. - С.45-54 (в соавторстве с В. Л. Портных). (1,2 п. л.).

52. Реновационная педагогика Каролингского Возрождения и педагогические идеи Алкуина // История и социология культуры. - Новосибирск, 2000. - Вып. 1. История и социология образования. - С. 32–81. (2,5 п. л.).

53. Реформация в контексте истории европейской цивилизации // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы Третьей Межрегиональной конференции. - Новосибирск, 2006. - С. 26–32. (1 п. л.).

54. Реформация в контексте истории европейской цивилизации // Медиевистика XXI века: власть, социальные связи, насилие в период перехода от Средневековья к Новому времени. - Вып. IV. - Томск, 2009. - С. 10–52. (2,5 п. л.).

55. Рец. на кн.: Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000. // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. 2. - Кемерово, 2005. - С. 164–171. (0,4 п. л.).

56. Роджер Бэкон о центрально-азиатских и сибирских племенах в 13 в. // Сибирь в истории и культуре зарубежных стран. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции 15-17 октября 1998г. - Иркутск, 1998. - С. 11-15. (0,3 п. л.).

57. «Сакральное» и «секулярное» в «христианской» культуре // История и теория культуры в вузовском образовании. Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск, 2004. - Вып. 2. - С. 36–59. (2,5 п. л.).

58. Свободомыслие Франсуа Вийона // Атеистические чтения. - Вып. 20. М., 1990. - С. 56–66. (1 п. л.).

59. Solo fidae пророка Аввакума // Теория и история культуры в вузовском образовании. - Вып. 4. - Новосибирск, 2008. - С. 44–62. (2,5 п. л.).

60. Соотношение религии и права в Пятикнижии Моисеевом // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Второй межрегион. конф. - Новосибирск, 2005. - С. 14–23. (0,2 п. л.).

61. Средневековые еврейские библиотеки в Западной Европе // Пятые Макушинские чтения. Тезисы докл. научн. конф. 25 – 26 мая 2000 года. г. Томск. - Новосибирск, 2003. - С. 22–25. (0,3 п. л.).

62. Схоластика глазами историка // Межкультурное взаимодействие и его интерпретации. Материалы научной конференции. - М., 2004. - С. 160–166. (0,2 п. л.).

63. Теодицея Христа // История идей и история общества. Материалы II Всероссийской научной конференции. - Нижневартовск, 2004. - С. 24 – 27. (0,1 п. л.).

64. Теодицея, антроподицея и историодицея в «христианской» культуре // История и теория культуры в вузовском образовании. - Вып. 3. - С. 41–66. (2,5 п. л.).

65. Христианство как «встреча» философии и литературы. // Проблемы истории древнего мира и раннего средневековья. - Вып. 1. - Алматы, 2009. - С. 185–203. (1,5 п. л.).

66. Эсхатология и христианская историософия // Эсхатологический сборник. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 85–97. (1 п. л.).

67. Эсхатология как обязательная «предпосылка» цивилизационной историософии // Ученые записки факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. - Вып. 2. - С. 66-70. (0,3 п. л.).

Общий объем: 58, 05 п. л.

Учебные пособия и материалы:

68. Средние века в исторической науке. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 1996. - 26 с. (2,8 п. л.).

69. Средние века в исторической науке. - Новосибирск: Издательство НГУ, 1997. - 45 с. (2,8 п. л.).

70.

71. Латинская литература IV - IX вв. - Новосибирск, 1998. - 164 с. (соавторство - М. Т. Дьячок). (9,6 п. л.).

72. Из истории западноевропейского средневековья: Учебное пособие. - Новосибирск, Издательство НГУ, 2002. - 165 с. (12 п. л.).

73. «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГУ, 2010. - 251 с. 20,3 п. л. (в соавторстве - Т. Г. Мякин, В. Л. Портных). Личный вклад: С. 7–94, 208–226, 245–251.(10,2 п. л.).

74. Христианство и средневековая культура. - Новосибирск: Издательство НГУ, 2011. - 437 с. (31 п. л.).

Общий объем: 68, 4 п. л.

Совокупный объем: 262, 01 п. л.

 


[1] Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 7, 20–21, 48.

[2] В средние века первое и второе значение фактически совпадают, ибо религиозные представления, безусловно, господствуют и человек не мыслит иной идеологии, кроме религии.

[3] Если монгольское «Сокровенное сказание» в некотором смысле отражало «программу» развития кочевников, то «Книга» Марко Поло была своего рода программой отношения к кочевникам, если можно так выразиться «кочевой энциклопедией», где были собраны все те знания о них, которыми должны обладать христиане.

[4] Приход людей с иной ментальностью всегда имел универсальные и глобальные последствия, достаточно вспомнить, как менялась ситуация в глубочайшей древности с появлением homo sapiens, ариев, евреев в «Земле Обетованной», персов, римлян в Средиземноморье, русских на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, европейцев в Америке и Африке.







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 318. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия