Студопедия — Краткий словарь философских терминов. Заканчивая рассказ об истории сальсы, мне хотелось бы слегка коснуться вопроса, который многие годы не даёт покоя любителям этого танца как в нашей стране
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Краткий словарь философских терминов. Заканчивая рассказ об истории сальсы, мне хотелось бы слегка коснуться вопроса, который многие годы не даёт покоя любителям этого танца как в нашей стране

Краткий словарь философских терминов

Философия - это культура разумного мышления, которое осуществляется в рационально-понятийной форме. Студент, приступивший к изучению философии, буквально с первых дней испытывает трудности, обусловленные новизной и необычностью терминов и понятий, с помощью которых раскрывается сложный и многоплановый мир философского знания. Как показывает практика, обязательной предпосылкой глубокого и прочного освоения изучаемого материала является знание базисных философских терминов, краткий словарь которых поможет успешно решить эту задачу.

А

АБСОЛЮТ – философская категория,обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности

 

АБСОЛЮТНОЕ – безусловное, самодостаточное, вечное, завершенное; противостоит относительному.

 

АБСТРАКТНОЕ – одностороннее, простое, неразвитое; сторона, часть целого; противостоит конкретному.

 

АБСТРАКЦИЯ – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними; понятие, образуемое в результате отвлечения.

 

АГНОСТИЦИЗМ – учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Агностицизм – философское направление, согласно которому мир – такой, какой он есть на самом деле – непознаваем для человека. Представители: Юм, Кант.

 

 

АДЕКВАТНОСТЬ – соответствие, равенство, эквивалентность; в теории познания соответствие, сходство идеального образа и объекта.

 

АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру.

Аксиология – отрасль философии, изучающая ценности (категории аксиологии: ценность, оценка, идеал, благо, норма и др.)

 

АКСИОМА – исходное положение теории, принимаемое без доказательств.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ – превращение возможностей (потенций) в действительность.

 

АКТУАЛЬНЫЙ – существующий в действительности; противоположное – потенциальный.

 

АКЦИДЕНЦИЯ – случайное, несущественное, временное, преходящее в противовес существенному, субстанциальному.

 

АЛОГИЗМ – ход мыслей, игнорирующей законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью.

АЛЬТРУИЗМ – нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму.

 

АМОРАЛИЗМ – отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения; нигилистическое отношение к нравственным нормам и традициям.

 

АНАЛИЗ – процедура мысленного разложения целого на составные части; противоположное – синтез.

 

АНАЛОГИЯ- умозаключение, в котором на основе сходства предметов в одних отношениях делается предположительный вывод об их сходстве в других отношениях; аналогия является источником гипотез.

 

АНТИНОМИЯ – противоречие между двумя положениями, допускающими одинаково убедительное логическое обоснование.

 

АНТРОПОЛОГИЯ (философская) – философское учение о человеке.

 

АНТРОПОЛОГИЗМ – взгляд на человека как на основную мировоззренческую категорию, исходя из которой можно разработать систему представлений о природе, обществе и познании.

 

АНТРОПОМОРФИЗМ-очеловечивание и явлений неживой природы, животных и мифических существ.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

 

АПАТИЯ – состояние безразличия, бесстрастия, невозмутимости.

 

АПОРИЯ – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

 

АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное из опыта; противоположное – априори.

 

АППЕРЦЕПЦИЯ – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

 

АПРИОРИ – знание, изначально присущее сознанию, доопытное; обратное – апостериори.

 

АПРИОРИЗМ – философская позиция, утверждающая существование у человека доопытного знания или доопытных форм организации знания.

 

АРГУМЕНТ – логический довод, служащий основанием доказательства.

 

АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

 

АТАРАКСИЯ – состояние душевного покоя и невозмутимости.

 

АТЕИЗМ – букв. – безбожие; система взглядов, отвергающих религиозную веру в сверхъестественное (Бога или других высших сил).

 

АТРИБУТ – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться; противоположное – акциденция.

 

Б

БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, выражающая негативные характеристики бытия; противостоит прекрасному.

 

БЕСКОНЕЧНОЕ – не имеющее границ, беспредельное, неисчерпаемое; противостоит конечному.

 

БЕСКОНЕЧНОСТЬ “ДУРНАЯ” – безграничное увеличение количества; бесконечно повторяющееся чередование одних и тех же свойств, форм и т.п.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – процессы и состояния психики, не контролируемые сознанием.

 

БИОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая концепция, согласно которой главной целью мироздания признается деятельность живых существ.

 

БОГ – высшее сверхприродное существо; безличный разум, разлитый в мире.

 

БЫТИЕ – существование, а также то, что обладает существованием; у представителей различных направлений философии получает различную трактовку, у материалистов – это материя, у идеалистов – дух; обратное – небытие.

 

В

ВЕРА – принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию.

 

ВЕРИФИКАЦИЯ – установление истинности научных утверждений посредством их опытной проверки.

ВЕЩЕСТВО – вид материи, обладающий в противоположность полю массой покоя.

 

ВЕРОЯТНОСТЬ – показатель осуществимости тех или иных возможностей при определенных условиях.

 

ВЕЧНОСТЬ – бесконечность существования во времени; в качестве выражения абсолютного совершенства и постоянства может противопоставляться текучему и изменчевому времени.

 

ВЕЩЬ – качественно определенная часть материального мира, обладающая относительно самостоятельным существованием.

 

“ВЕЩЬ В СЕБЕ” – философский термин, введенный в широкое употребление И.Кантом, обозначающий реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания.

 

“ВЕЩИ ДЛЯ НАС” – чувственно-воспринимаемые и рассудочно-мыслимые предметы; познанная “вещь в себе”.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процессы обмена веществом, энергией, информацией, деятельностью и т.п.

 

ВИДИМОСТЬ – кажимость; момент обманчивости в восприятии тех или иных явлений.

 

ВИД И РОД (в логике) – понятия, выражающие отношения между классами предметов; вид как класс входит в род.

 

ВИТАЛИЗМ – учение, объясняющее жизнь действием особых факторов, отсутствующих в неживых телах; утверждает качественное отличие живой природы от неживой, принципиальную несводимость жизненных процессов к силам и законам неорганического мира.

 

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – способность к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного.

 

ВЛЕЧЕНИЕ – стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма.

 

ВНЕШНЕЕ – свойства вещей, выявляемые в их отношении с другими вещами; то, что непосредственно дано в наблюдении, фиксируется органами чувств.

 

ВНУТРЕННЕЕ – организация, строение вещи, ее состав и структура; раскрывается в процессах теоретического познания.

ВОЗМОЖНОСТЬ - скрытая потенция, которая может реализоваться при определенных условиях.

 

ВОЛЮНТАРИЗМ – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия.

 

ВОЛЯ – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

 

ВООБРАЖЕНИЕ – способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала.

 

ВОСПРИЯТИЕ – целостный чувственный образ предмета.

 

ВРЕМЯ – философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов.

 

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – изначальное, независящее от опыта содержание человеческого мышления.

 

ВСЕЕДИНСТВО – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности индивидуальности.

 

ВСЕЛЕННАЯ – в традиционном понимании – весь бесконечный материальный мир.

 

ВСЕОБЩЕЕ – характеристики, присущие всем предметам данного класса; единая основа бесконечного множества явлений; внутренняя сущность явлений, закон их существования и развития.

 

ВТОРИЧНОЕ – несамостоятельное, имеющее причину не в себе, а в другом.

 

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – человеческие ощущения (цвет, запах, вкус, звук), рассматриваемые в качестве субъективных характеристик вещей.

 

ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное не из непосредственного наблюдения, а из другого знания посредством умозаключения.

 

ВЫТЕСНЕНИЕ - защитный механизм психики; удаление из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для “Я” влечений и импульсов.

 

Г

ГЕДОНИЗМ – этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА – теория понимания; учение о понимании и интерпретации документов, которые содержат в себе смысловые связи, учение о предпосылках и способах такого понимания; философия “истолкования”: от истолкования текстов до истолкования человеческого бытия, знания о мире и бытии в нем.

 

ГИЛЕМОРФИЗМ – учение о матери и форме как основных принципах бытия.

 

ГИЛОЗОИЗМ – философское учение о всеобщей одушевленности материи.

 

ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления.

 

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – приписывание самостоятельного существования тому, что таким существованием не обладает (отвлеченным понятиям, свойствам, отношениям).

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.

Гносеология – отрасль философии, изучающая познание (категории гносеологии: субъект и объект познания, чувственное и рациональное познание, истина и др.).

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – убежденность в принципиальной познаваемости мира.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ – убежденность в принципиальной непознаваемости мира.

ГУМАНИЗМ – воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.

 

Д

ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще.

 

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА – учение о взаимной независимости истин философии (разума) и богословия (веры).

ДЕДУКЦИЯ – логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок.

ДЕИЗМ – учение, согласно которому Бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования.

Деизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир и после этого не вмешивается в существование мира.

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – актуально существующая реальность; противоположное – возможность. В широком смысле слова – все реально существующее.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму и телеологии.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически-человеческая форма активности, обусловленная наличием сознания.

ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении.

Диалектика – учение о противоречии как источнике развития. Наиболее крупный вклад в разработку диалектики внёс Гегель. Материалистическую диалектику разрабатывали Маркс и Энгельс.

 

ДИСКУРСИВНЫЙ – рассудочный, понятийный, логический, опосредованный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного.

ДОБРО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.

ДОГМАТИЗМ – антиисторический, недиалектический, схематически-окостенелый тип мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – процесс (метод) установления истины; обоснование истинности того или иного суждения (тезиса).

ДОЛГ – этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – характеристика знания, истинность или ложность которого доказана; противоположное – проблематичность.

ДУАЛИЗМ – философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное.

Дуализм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к двум началам, каждое из которых не порождает другое. Представитель: Декарт.

 

ДУХ – философское понятие, означающее невещественное начало.

ДУША – нематериальная субстанция, автономная относительно тела.

Е

ЕДИНИЧНОЕ – индивидуальное, неповторимое, уникальное; совокупность характеристик, отличающих данное явление от других.

ЕДИНОЕ И МНОГОЕ – понятия, выражающие соотношения общей основы (единое) и разнообразия бытия (многое).

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения.

З

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – знание, неадекватное сущности объекта; неверное, искаженное отражение действительности.

ЗАКОН – внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – практическое мышление, не поднимающееся до уровня научного и философского осмысления действительности; складывается на основе повседневного опыта.

ЗЛО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей.

ЗНАК – явление, выступающее в качестве представителя и заместителя других явлений; смысловое значение знака содержит информацию об обозначаемых явлениях.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ – понятия, фиксирующие обозначаемый знаком класс предметов и информацию о нем.

“ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО” НРАВСТВЕННОСТИ – нравственная максима, гласящая: “Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

И

ИДЕАЛ – образ совершенства, выступающий в качестве цели.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.

ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное внечеловеческое духовное начало (мировой разум, мировая воля, Бог и т.п.), существующее объективно.

ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное человеческое (субъективное) сознание и отвергающая объективную реальность, существующую независимо от этого сознания.

Идеализм – философское направление, согласно которому сознание первично, материальный мир вторичен. Разновидности: 1) Объективный идеализм. Согласно ему существует духовная субстанция (это может быть душа, дух, Бог, в теории Платона – эйдос, в теории Гегеля – Абсолютная Идея и т.п.), которая не зависит в своём существовании ни от материи, ни от индивидуального человеческого сознания. Материальный мир либо полностью производен от духовной субстанции, либо полностью ей подчиняется, оформляется и упорядочивается ею. Представители: Платон, Аристотель, Гегель. 2) Субъективный идеализм. Согласно ему точкой отсчёта бытия мира является индивидуальное человеческое сознание. Всё остальное существует постольку и таким, поскольку и каким его воспринимает индивидуальное человеческое сознание. Представители: Юм, Кант.

 

“ИДЕАЛИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ” – концепция, признающая источником содержания и структуры познавательной деятельности свойства физиологического субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе.

ИДЕАЛИЗМ “ФИЗИЧЕСКИЙ” – философское учение, отрицающее объективный характер физического знания, настаивающее на “фундаментальной зависимости ” объективного содержания физической теории от сознания “наблюдателя”.

ИДЕАЛЬНОЕ – нематериальное, относящееся к психике, сознанию, духу.

ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

ИДЕЯ – форма постижения в мысли явлений, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

ИЛЛЮЗИЯ – кажимость; искаженное восприятие действительности.

ИММАНЕНТНОЕ - внутренне присущее какому-либо явлению, вытекающее из его природы.

ИМПЕРАТИВ – требование, приказ, закон; нравственное предписание (И.Кант).

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – учение, отрицающее всеобщую причинную обусловленность явлений; противостоит детерминизму.

ИНДИВИД - отдельно взятый человек, единичный представитель человеческого рода.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, абсолютизирующий значение отдельной личности в ее противопоставлении человеческим общностям.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека.

ИНДУКЦИЯ – логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.

ИНСТИНКТ – совокупность врожденных компонентов психики, определяющая поведение животных и человека.

ИНТЕЛЛЕКТ – мыслительная (умственная) способность человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ – философское учение, приписывающее интеллекту решающую роль в познании; обратное – антиинтеллектуализм.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ – сверхчувственный, постигаемый только разумом; противоположное – сенсибельный.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на какой-либо предмет.

ИНТЕРЕС – понятие социальной философии, отражающее реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т. д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов; фиксирует направленность деятельности субъекта на явления определенного круга.

ИНТУИТИВИЗМ – направление в философии, усматривающее в интуиции единственный достоверный источник познания.

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения.

ИНФОРМАЦИЯ - результат отражения одного объекта в другом; отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское учение, ограничивающее возможности разума и противопоставляющее ему откровение, мистическую интуицию и инстинкт; противостоит рационализму.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему.

ИРРЕАЛЬНОЕ – не постигаемое, воображаемое, фантастическое, существующее лишь в сознании.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное – заблуждение.

ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении.

ИСТИНА ВЕЧНАЯ – неопровержимое знание о чем-либо.

 

ИСТИНА КОНКРЕТНАЯ – знание, истинность которого зависит от условий места и времени.

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.

ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ – неполное, незавершенное знание о действительности.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – наука о возникновении и историческом развитии систем философского знания о мире и человеке.

К

КАТЕГОРИЯ – предельно общее, фундаментальное понятие философии.

КАУЗАЛЬНОСТЬ – то же, что причинность.

КАЧЕСТВО – то, что характеризует природу вещи, ее принадлежность к определенному классу предметов.

КЛАСС (логический) – понятие, обозначающее множество предметов, удовлетворяющее каким-либо условиям или признакам.

КОЛИЧЕСТВО – философская категория, которая выражает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой научные понятия и законы являются результатом соглашения (конвенции) между учеными.

КОНЕЧНОЕ – философская категория, характеризующая всякий определенный, ограниченный, преходящий объект.

КОНКРЕТНОЕ – многостороннее, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений; единство многих определений.

КОСМОЛОГИЯ – наука о Вселенной как едином связном целом.

КОСМОС – мир как структурно организованное и упорядоченное целое.

КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Креационизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир из ничего своим волевым усилием.

 

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – средство установления истинности того или иного утверждения, гипотезы и т.п.

КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

 

Л

ЛИБИДО – энергия психических, в том числе сексуальных влечений.

ЛИЧНОСТЬ – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

ЛОГИКА – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания.

ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – познание с помощью абстрактного мышления, подчиняющегося законам логики.

ЛОГОС – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония; всеобщий разум; созидающая божественная сила; посредник между Богом и сотворенным миром.

ЛОЖЬ – искаженное отражение действительности.

ЛЮБОВЬ – глубоко позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, человеческую общность, вещь или идею; в философии может выступать в качестве космической силы, энергии мироздания, объединяющего начала, принципа познания, пути к истине и т.п., а также как иллюзия.

М

МАНИХЕЙСТВО – религиозно-философское учение, пытавшееся объединить элементы восточных религиозных учений и христианство; все мировые процессы по этому учению трактуются как борьба добра со злом.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ – социологическое понятие, обозначающее промежуточное положение человека между какими-либо слоями населения.

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости.

Материализм – философское направление, согласно которому сознание производно от материи. Представители: Демокрит, Фейербах, Маркс и Энгельс. Разновидность материализма – диалектический материализм: материализм в сочетании с диалектикой (представители – Маркс и Энгельс).

 

МАТЕРИАЛИЗМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ – школа материализма, ставящая в центр человека и трактующая его в качестве абстрактного природного существа.

МАТЕРИАЛИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ – разновидность материализма, отрицающая реальность идеального и трактующая мышление как материальный процесс.

МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ – материализм, основанный на органическом синтезе идей материализма и диалектики.

МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ – основанная на данных конкретных наук стихийная убежденность естествоиспытателей в объективном существовании и принципиальной познаваемости природы и ее законов.

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ – применение идей материализма и диалектики к пониманию общественной жизни.

МАТЕРИАЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, отрицающая или игнорирующая всеобщую связь и развитие природы, ее саморазвитие.

МАТЕРИАЛИЗМ МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, объясняющая природу, общество и человека, исходя из законов механики.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто.

МЕДИТАЦИЯ – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

МЕНТАЛИТЕТ – термин, означающий совокупность и специфическую форму организации психики человека и ее проявлений. Главным образом используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или умонастроения.

МЕРИТОКРАТИЯ – власть, основанная на заслугах.

МЕТАФИЗИКА – 1.Умозрительное философское учение о сверхчувственных (сверхприродных) принципах и началах бытия, знания, культуры.2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.

МЕТОД – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология науки – отрасль философии, изучающая методы научного познания.

 

МЕХАНИЦИЗМ – односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения.

МИКРОКОСМ – малый мир, человек в соотношении с большим миром (микрокосмом), Вселенной.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МИСТИЦИЗМ – совокупность религиозных и философских учений, проповедующих таинственное знание, переживаемое в момент экстаза, непосредственное единение с Абсолютом, постижение природных процессов путем проникновения в них.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения; способ освоения мира человеком на ранних стадиях общественного развития, сущностью которого является процесс обобщения и осмысления в образно-символической и эмоционально-ценностной форме важнейших способов и средств удовлетворения человеком своих потребностей.

МОНИЗМ – мировоззренческий принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало, единую основу (субстанцию) всего существующего. Материалистический монизм таким началом считает материю, идеалистический монизм – дух, идею. Монизм противоположен дуализму, признающему два независимых начала, и плюрализму, исходящему из множественности начал.

Монизм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к одному первоначалу. Представители: Милетская школа, Спиноза, Гегель.

 

МОНОТЕИЗМ – религиозное представление о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму – многобожию.

 

МЫШЛЕНИЕ – способность к познанию через понятия, высшая форма постижения человеком действительности путем обобщения сущностных и отношений предметов и явлений.

 

Н

НАТУРАЛИЗМ – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, обозначающая взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Противостоит различным видам супранатурализма, признающего трансцендентное и отказывающегося от принципа каузальности.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является умозрительное истолкование природы в ее целостности.

НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – соотносительные философские категории, конкретизирующие представления о характере взаимосвязи явлений; выражают типы связей и степень детерминированности явлений.

НИГИЛИЗМ - точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. В широком смысле – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п.

НОМИНАЛИЗМ – философская позиция, отрицающая реальность общего (онтологическое значение универсалий – общих понятий) и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия (имена).

Номинализм – философское направление средневековой философии, согласно которому обобщающие понятия – это только имена, даваемые людьми классам предметов; вне человеческого мышления обобщающие понятия не существуют.

 

О

ОБРАЗ – одно из основных понятий теории познания, характеризующее результат познавательной деятельности субъекта.

 

ОБЪЕКТ – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

ОНТОГЕНЕЗ – процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования систематической группы.

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, который излагает фундаментальные принципы, начала бытия.

Онтология – отрасль философии, изучающая бытие (категории онтологии: бытие, существование, сущность, изменение, первоначало и др.).

 

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ – категории, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ – понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего.

ОПЫТ – компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом.

ОРТОДОКСИЯ – религиозное учение, закрепленное авторитетом церкви и обязательное для всех членов религиозной общины.

ОТКРОВЕНИЕ – непосредственное волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

ОТЧУЖДЕНИЕ – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

ОЩУЩЕНИЕ (в гносеологи) – элементарный чувственный образ, фиксирующий отдельные свойства вещей.

 

П

ПАМЯТЬ – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПАНЕНТЕИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, а Бог, являясь личностью, проявляет себя в мире.

ПАНЛОГИЗМ – разновидность объективно-идеалистического рационализма, философская доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой бытие есть воплощение логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. Логические законы определяют законы бытия, являются единственными движущими силами всякого развития.

– философское направление, согласно которому в основе бытия всего мира лежит мышление (абсолютное начало, природа которого – мышление). Представитель: Гегель.

 

ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

– философское направление, согласно которому Бог «растворён» в мире или тождественен миру.

 

ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания, теорий и методов (плюрализм в гносеологии), ценностей и ценностных ориентаций (плюрализм в аксиологии) и др.

– философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к нескольким или бесконечному множеству начал, каждое из которых не порождает другие. Представители: Эмпедокл, Анаксагор, Лейбниц.

 

ПОЗНАНИЕ – это процесс отражения в сознании человека окружающего мира (т.е. процесс работы сознания).

ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию).

ПОНЯТИЕ – форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними.

ПОТРЕБНОСТИ – нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ – относящийся к делу, действию.

ПРАКТИКА – специфически человеческая, сознательная, целополагающая, целесообразная, материальная, чувственно-предметная деятельность, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – восстановление памятью образа ранее воспринятого предмета или явления, а также создание образа путем воображения.

ПРИНЦИП – в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов и знаний. Принцип – это основополагающее понятие, позволяющее объединить законы той или другой научной дисциплины в единую систему знаний.

ПРИЧИННОСТЬ – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития, в которой одно явление – причина – при наличии определенных условий неизбежно производит, порождает другое явление – следствие.

ПРОБЛЕМА – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществлении заранее предусмотренного божественного плана “спасения человека”.

ПРОГРЕСС – переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

ПРОПЕДЕВТИКА – философский термин, означающий занятия, предваряющие введение в науку.

 

Р

РАЗВИТИЕ – необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие характеризуется специфическим объектом, механизмом, источником, формами и направленностью.

РАЗУМ – творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 15. Танцевальные стили | Введение. ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1622. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия