Студопедия — Объекты смежных прав: понятие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объекты смежных прав: понятие






Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже. Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются:

исполнения и постановки

фонограммы (звуковые записи)

радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)

содержание баз данных

публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав)[3].

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по признаку творчества, так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время. Содержание исключительного права на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью авторского права или патентного права. Отсюда и возникают «пограничные» институты интеллектуальной собственности, в частности, смежное право[4].

2. Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

исполнения музыкальных произведений со словами и без;

спектакли;

хореографические постановки;

цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века. Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения, которые чаще всего являются объектами авторского права. Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя. Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен лицензионный договор.

3. Фонограммы как объекты смежных прав

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов. Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное). Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм. В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

Интеллектуальные права изготовителей фонограмм возникают и осуществляются при условии соблюдения авторских прав и смежных прав исполнителей. Если указанные права не были соблюдены, то запись фонограммы признается нарушением исключительного права. Кстати, в этой статье можно подробно прочитать об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как объекты интеллектуальных прав по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав.

5. Базы данных как объекты смежных прав

Базы данных могут охраняться как авторским правом, так и смежным правом. Базы данных как объекты смежных прав – это совокупность самостоятельных материалов, подбор, обработка, систематизация и представление которых потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. По общему правилу, существенными признаются затраты на создание базы данных, включающей не менее 10 000 самостоятельных материалов.

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную регистрацию баз данных как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.

6. Публикации необнародованных произведений.

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне международных договоров по авторскому праву и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются[5].

 

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 507. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия