Неоплатонизм
Список литературы 1. Алексеев П.В. Бытие, материя, природа. Развитие. Основные законы: Учеб.-метод. пособие. – М.: 2002. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2006. 3. Гайденко П.П. Бытие // Вопросы философии. – 1997. – №7. 4. Мироздание и человек / Раздел: Мифы о мироздании. – М.: 1990. 5. Павленко А.Н. Европейская космология. – М.: 1997. 6. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. – СПб.: 2005. 7. Философский энциклопедический словарь. – М., 2006. 8. Хрестоматия по философии. – М., 2007. 9. Чанышев А.Н. Трактат о небытии. // Вопросы философии. – 1991,
Список литературы 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.. 2006. 2. Введение в философию. В 2-х ч. – М., 2007. – Ч.1. – Гл.2. 3. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. – 1997.-№ 9. 4. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003. 5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. 6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 2002. 7. Ортега – и – Гассет Х. Что такое философия. – М., 2001. 8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.,2009. 9. Современный философский словарь. – М., 2002. 10.Философия: Учебное пособие. / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2006. 11.Хрестоматия по философии. / Под ред. Радугина А.А. – М., 2007. Философия античности Проблемы становления философии в Древней Греции. Переход от мифа к логосу. Космологический характер ранней древнегреческой философии: поиски “первоначал” и “первопричин”. Проблема бытия в античной философии (Гераклит, античный атомизм, элейская школа). Проблема человека в античной философии. Учение Платона о мире, познании и государстве. Философия Аристотеля: его учение о категориях, логика, учение о душе и началах (причинах). Философия эпохи эллинизма. Неоплатонизм. Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленность своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы. Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель). В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа. Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит). Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицызм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс). Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры. Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию. Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами?
|