Сущность права
Право создавалось людьми для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря этому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные физиологические и иные потребности. Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпадают поскольку все люди обладают различными способностями и талантами неодинаковым материальным положением, социальным статусом. Вследствие этого их совместная деятельность предполагает наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромиссаи должны соблюдаться всеми, быть обязательными для всех. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу -–стабильность и упорядоченность. В зависимости от ответа на вопрос: «Кто создает право и кому оно должно служить?» и определяется его сущность. Можно выделить два подхода к праву. Первый подход – понимание права в широком смысле (философский). Он рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека. Предполагается, что эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального миропорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности. Второй подход – понимание права в узком смысле (прагматический). Его отстаивают авторы, акцентирующие внимание на формальных характеристиках права, его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права. Так, по определению русского юриста В.М. Хвостова, правом являются «те нормы поведения, которые взяты под защиту государством» и, по мнению другого русского ученого Г.Ф. Шершеневича, выступают в виде «требований государства». Иначе говоря, согласно данной точке зрения, правом признаются только те нормы, которые созданы государством, и соблюдение их обеспечено его принудительной силой. Вряд ли право может утверждать идеалы справедливости и добра, если оно выступает орудием насилия меньшинства над большинством. Все-таки сущность права общесоциальна, она связана с тем, что право отражает нормативно-определенную в официальных источниках (законах, указах, постановлениях) и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения личности. Право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Все указанные выше подходы объединяет признание права в качестве эффективного регулятора. Эффективность действия основана на том, что из всех социальных регуляторов только обязанность соблюдения требований права обеспечивается возможностью государственного принуждения. Понятие: Право – система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных (то есть утвержденных в качестве общеобязательных правил, существовавших в обществе ранее) государством, соблюдение которых обеспечивается возможностью государственного принуждения. Признаки права. Как уже отмечалось, право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, религией, традициями, обычаями, ритуалами и т. п. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков), которые характеризуют его как специфическую систему регулирования отношений в обществе. Нормативность права. Право имеет нормативную природу. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, то есть санкций. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную тему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права пример, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения – нормы гражданского права). Обязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Это оказывается возможным потому, что правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением. Государственное принуждение выражается в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в ношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: закреплены в нормативно-правовых актах государства (законах, решениях судов, прецедентах). Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами. Неперсонофицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под соответствующую норму, тогда он становится ее адресатом. Однако осуществление требований данной нормы не прекращает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом. Связь права с государством. Этот признак выражается в том, что государство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Функции права Свое назначение в обществе как нормативного регулятора право реализует с помощью функций. Функции права - главные направления воздействия права на личность, ее взаимодействия с другими людьми, органами государства. Регулятивная функция права состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования общественных отношений. Это находит выражение в том, чтобы отчетливо закрепить права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц. В этом смысле границы прав и свобод должны способствовать созданию в обществе такого правового порядка, который б отвечал интересам всего населения. Охранительная функция права заключается в отделении нормы права от других норм (морали, традиций, обычаев). Охранительная функция реализуется: 1) путем введения запретов на совершение противоправных деяний; 2) в установлении санкций за совершение противоправных деяний; 3) в непосредственном применении санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение. _________________________________________________________________________________________ * (Дополнительная информация) Соотношение права и других социальных норм Возникновение права не вытеснило иные социальные нормы, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими социальными нормами: нормами морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов. Общее, чтоих объединяет, состоит в том, что все они являются н ормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются: I) тем, как они формируются - стихийно или сознательно; 2) в какой форме существуют - в письменных источниках или в сознании людей; 3) как обеспечивается выполнение требований социальных норм - возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением; 4) какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т. п.). Нормы обычаев представляют собой - правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку людей и регулируют их поведение. Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение. Например, обычай давать «калым» (выкуп) за невесту или похищать ее, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии и почти повсеместно сохраняется там до сих пор. Эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации, которые указывают, что "для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста" (ст. 12, п. 1), а также "запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности" ' (ст. 1, п. 4). Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону. Однако на практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства. Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, "приживаемости") в современном мире путем установления образцов поведения и наложения запретов на действия, противоречащие этим стандартам. Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например, в Библии, Коране, Талмуде и т. п. Нормы морали представляют собой правила поведения, которые складываются на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т. п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни. Если право оценивает поступки людей по принципу "можно - нельзя", то мораль делает это по принципу "хорошо - плохо". Нормы морали формируются стихийно, не имеют специальных механизмов своей реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека с целью формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, "чти отца своего и мать свою" и т. п. Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые нормы, например, принцип справедливости, который означает соразмерность наказания содеянному. _______________________________________________________________________________________
|