I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
МОГИЛЕВСКАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ
Из курса "Теории государства и права" вы уже знаете, что такое право. Кроме того, вы выяснили, что право это весьма сложное образование. Поэтому существует множество точек зрения, подходов, в трактовке его сущности. Для более детального изучения права, закономерностей его развития и возникает философия права. Она изучает источники права, его сущность, роль и значение в обществе. Как же развивалась философия права? Философы античности прекрасно осознавали ценность и значимость порядка в обществе. Они отождествляли его с высшим благом на Земле. А непосредственным выражением порядка они считали закон. Закономерно возникал вопрос: чем или кем создается и определяется общественный порядок? Отвечая на него они приходят к выводу, что право по своей природе двойственно. Есть право, законы идущие от природы, от космоса - естественное право, и законы созданные людьми - условное право. Платон, развивая эту мысль полагал, что условное право должно быть максимально приближено к естественному. Ведь справедливый закон, действующий в государстве - это высшее благо для граждан. Много внимания Платон уделял и проблеме наказания. Впервые он выдвинул принцип неотвратимости наказания и считал, что никто и никогда не должен оставаться безнаказанным за совершенное преступление. Вместе с тем, по его мнению, наказание должно быть эквивалентно преступлению. Платон подчеркивал, что наказание должно носить воспитательную роль и делать преступника "или лучше, или менее испорченным". Как вы считаете, актуальны ли эти идеи Платона сегодня и почему? Примерно на таких же позициях в понимании права стоял и Аристотель. Теория естественного права получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме. Римское право не теряет своей актуальности по сей день. Не случайно многие мыслители высказывают мысль, что Римское право настолько фундаментально, что все позднейшие законодательства не смогли внести в него никаких существенных изменений. Согласны ли вы с такой точкой зрения и почему? В Средние века на развитие права огромное влияние оказывала церковь. Подумайте, в чем выражалось это влияние? В Новое время складываются две тенденции в понимании права. Одна рассматривает право и связанное с ним государство как вы- ражение силы. То есть, каждый имеет столько права - сколько силы. В рамках этой тенденции шло отождествление права с государством. Другая тенденция отождествляла право с моралью. Несколько позднее доминирующей становится тенденция, которая рассматривала право как самостоятельно существующий феномен в противоположность и морали, и религии, и власти. Согласно ей - общество это добровольное объединение людей на основе общественного договора. А право необходимо для регуляции отношений в нем. В период утверждения буржуазного общества вопросы права получили дальнейшую разработку в немецкой классической философии, особенно в трудах Канта и Гегеля. Кант считал, что "право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица, с точки зрения всеобщего закона свободы". То есть, сущностью любой личности является ее свобода. В реальном мире свободный человек встречается с таким же свободным человеком и поэтому вынужден строить право, как систему регуляции своего поведения. Следовательно, право и мораль имеют общий источник и весьма близки. Гегель подверг критике точку зрения Канта. Он полагал, что право может существовать только в обществе. И оно результат работы многих поколений, не только прошлых, но и будущих, то есть всей человеческой истории. Много внимания Гегель уделил и проблеме наказания. По его мнению, наказание не должно унижать достоинство человека совершившего преступление, не должно служить устрашению, игнорировать морально-личностные аспекты. Он выступал за гуманизацию наказания, вплоть до отмены смертной казни. Гегель особое значение придавал таким принципам правосудия как гласность, публичность, доказательность, наличие института присяжных заседателей, необходимость знания законов каждым гражданином. Философия права Гегеля оказала влияние на возникновение исторической школы права в конце XVIII - начале XIX вв. Представители исторической школы пришли к выводу, что нет никакого абсолютного, естественного права. В то же время это не выдумка людей. Право - это продукт исторического развития народа, его жизни. И зависит оно не от мирового разума, а от исторического развития, от сложившихся традиций и обычаев. Историческая школа права заложила предпосылки следующего этапа - юридического позитивизма. Представители его считали, что единственно существующим правом является действующее законодательство, а критерием его истинности должно быть правосудие. Закон и юридическая норма, принимаемые и устанавливаемые государством, являются единственным источником права. ВЫВОД: Таким образом, для осмысления проблем права на уровне философско-правового анализа возникает философия права. Зародившись в античности, она прошла целый ряд этапов в своем развитии. Все это время она изучала важнейшие проблемы касающиеся права: его источники, сущность, взаимодействие с обществом и развитием личности.
|