Развитие воображения в дошкольном возрасте
Мы знаем, что воображение есть психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки прошлого опыта человека. Воображение ребенка связано с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Истоки ее лежат в замещении вначале одних предметов другими, а затем замещении предметов их изображениями и словом. Постепенно у ребенка возникает возможность строить на основе накопленных им представлений новые образы, дополнять с их помощью реальные предметы и ситуации. Изучая особенности воображения в детском возрасте, О.М. Дьяченко выделила три основных этапа его развития. Первый этап можно отнести к 2,5-3 годам. Этот этап характеризуется, прежде всего, тем, что ребенок овладевает предметным замещением, благодаря которому он усваивает действия с предметами, пока ему недоступными (например, профессиональные действия взрослых). Воображение ребенка функционирует еще в рамках знакомой ему предметной действительности. Так, в экспериментальной ситуации при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор, будку для собачки, т. е. в отдельные предметы, при этом изображенные предметы могут быть очень разными в зависимости от опыта ребенка. Если же детей просят сначала рассказать, что они нарисуют, а потом уже рисовать, многие отказываются от выполнения задания или рисуют что-нибудь рядом с фигурой-эталоном (т. е. спускаются на более низкий уровень выполнения задания). Второй этап в развитии воображения - 4 - 5 лет, возраст активного усвоения социальных образцов, ролевой игры, рисования, конструирования. Воображение и в этом возрасте опирается на предметы, но, например, при дорисовывании фигур эти предметы дополняются разнообразными деталями, а в игровой ситуации в качестве предметов-заместителей могут выступать и такие, которые вовсе не похожи на реальные предметы. «Кирилл (4;2). Игра на полу. Игрушки: собачка, белка, барсук, две матрешки и ключик. Ключик - Оле - Лукойе. Две матрешки - Дюймовочки. Кирилл всех укладывает, спать. Оле - Лукойе подходит ко всем и дует в затылочек. (Кирилл дует сам.) Звери проснулись и начали скакать: с книжной полки на картину, с картины на книжную полку. И так 18 раз. Потом звери пошли пить нектар, который приготовили Дюймовочки. Потом была свадьба Оле - Лукойе (ключика) и двух Дюймовочек. Потом все устали и пошли на свое обычное место - на полочку» (из дневника B.C. Мухиной). В этом случае ключик послужил ребенку достаточной опорой, чтобы вообразить волшебника. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование. Это проявилось, в частности, в экспериментах на дорисовывание. Если в раннем возрасте предложение сначала рассказать о своих планах, а затем уже рисовать разрушало деятельность ребенка, то с 4-5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Например, ребенок называет первый шаг своего плана («Я здесь нарисую домик»), довольно точно реализует его (изображает схематично домик), потом начинает дополнять изображение деталями («А теперь трубу и окошечки»), рисовать рядом что-нибудь еще («Рядом с домиком девочку нарисую»). Речевое развитие ребенка, возможность ступенчатого планирования приводят детей к направленному словесному творчеству. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. Дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один мальчик, заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Позднее ребенок начинает комбинировать образы, вводит новые, необычные их сочетания. Дима (4;6) рассказывает: «...ведьма Иванушке зеленое золото дала. Он весь в зеленых камнях». — «Ведьма? Может быть, фея? Феи в сказках всегда добрые, а ведьмы - злые». — «Да, да, фея. Она у Змея Горыныча золото отбрала (отобрала). Он же трехголоватый, страшный. Он золото зеленое взял, чтобы быть красивым. Тогда его все уважать будут. Фея кожу сдрала (содрала), а золото и посыпалось». — «А Иванушка что же, так ничего и не делал?» — «Нет, он весь в железной одежде был, с мечом и щитами, на коне поскакал и головы срубил у Змея» (из наблюдений В.Н. Белкиной). Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Ребенок рассказывает, какой он построил «домик до потолка. Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч! Нет, до звезд!» Третий этап в развитии воображения – 6-7 лет. В этом возрасте ребенок способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их. Целостный образ начинает строиться способом «включения»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится деталью образа воображения. Например, в том же эксперименте по дорисовыванию неоконченных изображений квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран; треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым рисует мальчик. Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок от начала и до конца строит план действий, ведущих к осуществлению замысла («Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками»). Речевое регулирование деятельности является очень важным симптомом формирования в старшем дошкольном возрасте произвольного, преднамеренного воображения. Кроме того, именно в этом возрасте воображение превращается в особый психический процесс. Особенно отчетливо это проявляется в игре старшего дошкольника, постепенно исчезает необходимость в предметных опорах, ребенок переходит к представлению действий в уме. Игра может происходить и целиком в плане представлений. Так, B.C. Мухина описывала игру своего шестилетнего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают. Широко распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Л.С. Выготский пишет по этому поводу: «Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль». И действительно, дети фантазируют по самым различным поводам, образам их воображения присуща особая яркость, наглядность, эмоциональность, однако мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Интересы его проще, отношения с окружающим миром тоже не имеют той сложности и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения, меньше контролирует их. Вот почему, утверждает Л.С. Выготский, продукт настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. Важна роль взрослых в развитии воображения дошкольника. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, взрослый должен помочь ребенку в расширении, уточнении, обогащении этого опыта, кроме того, нужно побуждать его к творчеству. А.В. Петровский отмечал, что воображение возникает в тех ситуациях, неопределенность которых очень велика. Установки же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком, однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения в познании окружающего мира. В качестве приемов, стимулирующих воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым («Про хороших друзей», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), на самостоятельно выбранную тему, рассказов по пейзажу. Интересны рекомендации по развитию воображения итальянского писателя Джанни Родари, которые он дает в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» Например, ребенку предлагаются слова, которые друг с другом не связаны по смыслу («Красная Шапочка» - «вертолет»). На основе этих слов ему предлагается придумать историю. Полезны для развития воображения разнообразные игровые методики: «Дорисуй картинку», «Что на что похоже», «Волшебные кляксы» и т. п. Взрослым необходимо знать и еще одну особенность детского воображения. Она может проявляться у ребенка при проигрывании им своего переживания, например страха. В отличие от положительных эмоций, связанных в его сознании с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний им не всегда осознается, поэтому он использует символы для выражения отрицательных переживаний. Вначале они заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей-Горыныч и т. п.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик). Иногда отрицательные переживания становятся устойчивыми, глубокими - возникают навязчивые страхи, тревожность, ребенок может уйти в область фантазии (грезы, мечты), замещающей реальные творческие достижения. Следовательно, образы воображения, преобладающие в играх детей, их творчестве, должны быть также предметом интереса состороны взрослых. И наконец, одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на обучение ребенка средствам создания образов фантазии, на решение реальных творческих задач.
|