Общий итог I части
Подводя итог первой части данного исследования необходимо отметить, что христианская мысль на пути концептуализации отношения половой дифференциации к природе человека прошла несколько значимых этапов. Оставаясь верным своей неизменной традиции формирования церковного учения «в ответ на некие вызовы, которые либо приходили извне, либо рождались внутри Церкви» [5; с. 322], восточное христианство по мере нарастания серьезности этих «вызовов» углубляло и проясняло свое учение о поле. В связи с этим можно обозначить три исторических этапа, которые оказали решающее влияние на формирование христианской антропологической концепции пола: 1. Влияние платонизма в раннехристианской философии (учение Оригена и его влияние на святоотеческое богословие II – VII веков). В результате этого «вызова времени» святыми отцами была раскрыта неразрывная связь половой дифференциации с устроением человеческой природы (на основе антиоригеновой полемики и принципа «единства в многообразии» в философии Максима Исповедника). 2. Назревший к середине XIX века кризис «полового вопроса», явившийся результатом повышенного внимания к идеалу девства и монашества, и, соответственно, утраты реальных оснований христианской философии брака и христианской культуры пола. В ответ на этот «кризис» проблематика пола стала усиленно разрабатываться в отечественной философии конца XIX – начала XX веков. Интуитивно подхваченная русскими философами, святоотеческая концепция существенного отношения пола к образу Божию в человеке привела ко многим философским результатам, из которых значимыми для богословской антропологии являются следующие: А) Половая дифференциация имеет существенное отношение к человеческому естеству, является необходимо присущим ему атрибутом; тесно связана с образом Божиим и основным его проявлением в человеке – личностностью. В) Половая дифференциация в человеке имеет сложную структуру, для адекватного описания которой необходимо использовать более чем одну пару категорий. С) Онтологическая укорененность полового начала может быть раскрыта в следующем соотношении: мужественное/женственное как половое имеет своей онтологической первоосновой мужское/женское как сверхполовое, которое в свою очередь отсылает к различию свойств человеческих ипостасей, представляющих собой аналогию (или явление) различия свойств Божественных Ипостасей. 3. Влияние феминистского движения в контексте экуменического диалога на самосознание христианских Церквей послужило поводом к тому, чтобы достижения святоотеческой мысли и отечественной философии были воспроизведены и закреплены в контексте антропологической аргументации в полемике о женском священстве.
Однако то обстоятельство, что данная концепция, являясь итогом двухтысячелетней рефлексии в отношении концептуализации пола с позиций христианской антропологии, все же не смогла стать достаточным основанием для разрешения вопроса о возможности рукоположения женщин в священники, свидетельствует о том, что, возможно, отношение пола к человеческой природе прояснено не окончательно и требует еще более серьезных исследований в области богословской антропологии. Пока же ясно одно: существование «аналогической» концепции пола и ее богословская и философская значимость очевидны, а, значит, вполне могут фигурировать в данной работе в качестве репрезентации восточнохристианского понимания половой дифференциации.
|