Скульптура Пальмиры
К рассматриваемой эпохе относятся надгробные портретные скульптуры Пальмиры.* Это обычно известняковые плиты с горельефным полуфигурным портретом умершего (примером их может служить женское надгробие из Пальмиры в Музее изобразительных искусств имени Пушкина или мужская голова). Изображения обычно строго фронтальны; очень большие, миндалевидные глаза широко раскрыты, брови, веки, зрачки вырезаны сухими линиями, поверхность лица не проработана, дана упрощенно; руки условно обобщены, складки одежды сухи и графичны. На плите обычно помещается надпись на греческом или, чаще, на арамейском языке — имя умершего и сожаление о нем: «увы, увы». Живопись Пальмиры. В Пальмире открыта большая семейная усыпальница (подземная катакомба), состоящая из нескольких камер, стены которых были покрыты росписью. Большое центральное помещение перекрыто полуциркульным сводом, в середине которого написан медальон со сценой похищения Ганимеда. В простенках между входами в усыпальницы изображены крылатые гении (Ники), стоящие на сфере и держащие портреты в круглых рамах. В люнете помещена многофигурная композиция — Одиссей узнает Ахилла, спрятанного у царя Ликомеда. Подобная композиция известна в помпеянских росписях. В основе пальмирской и помпеянской картин лежит популярный оригинал греческой живописи. Портреты покойных написаны в традициях древневосточного искусства: темным контуром обрисованы черты лица, светотень отсутствует, преобладает локальный цвет. Такая графическая манера мало напоминает греко-римскую живопись. Художники достигли некоторого портретного сходства, но всем изображенным свойственна одинаковая бесстрастность выражения, неподвижность черт, застылость взгляда. Баальбек. Одним из интереснейших архитектурных комплексов является архитектурный ансамбль Гелиополя в Сирии (ныне Баальбека в Ливане). В отличие от римской бетонно-кирпичной архитектуры архитектура Баальбека — каменная. Здания состоят из крупных тесаных блоков, сложенных насухо. Ансамбль баальбекских храмов открывался портиком пропилеи, к которому вела высокая и очень широкая монументальная лестница. За пропилеями следовал шестиугольный двор, окруженный колоннадой и напоминавший гигантский перистиль, за ним открывался прямоугольный главный двор огромных размеров, окруженный с трех сторон колоннадой. Этот двор замыкался поставленным на высоком искусственном основании Большим храмом, который доминировал над всем ансамблем. Рядом с главным двором помещался Малый храм, а несколько поодаль, вне общей композици - Круглый храм. Весь комплекс был построен в 1 - 3 вв. н.э. Впоследствии сооружения сильно пострадали от землетрясения. Большой храм, или храм Юпитера — один из крупнейших храмов древности — был выстроен в форме псевдодиптера с 10 колоннами по фасаду и 19 колоннами по продольным сторонам. О его грандиозных размерах свидетельствуют шесть сохранившихся коринфских колонн — гранитных монолитов высотой около 19,6 м и диаметром около 2 м. Малый храм (храм Вакха) сохранился лучше; он представляет собой периптер коринфского ордера, равный по размерам Парфенону. Стены целлы Малого храма трактованы с повышенной пластичностью: выступающие из стен полуколонны большого ордера увенчаны богатейшим резным раскрепованным антаблементом, промежутки стены между колоннами обогащены располагающимися в два яруса арочными нишами и эдикулами, в которых стояли статуи. Подобное решение стены, дающее сильную игру светотени, в сочетании с чрезвычайно богатым декором производило впечатление исключительной живописности. Еще более пластически сложными формами обладает сохранившийся лучше других небольшой Круглый храм. Здесь тип круглого храма, характерный для римского зодчества, получает иное истолкование. Круглая целла окружена шестью колоннами, несущими сильно раскрепованный антаблемент криволинейных очертаний, причем колонны расставлены так редко, что портик перестает быть главной архитектурной темой; архитектурный эффект постройки основывается на взаимных контрастах портика и массива самой целлы, обогащенной нишами со статуями (ныне утраченными). В комплексе храмов Баальбека наряду с принципами римской архитектуры нашли свое отражение и элементы восточной традиции. Принцип чередования храмовых дворов, окруженных колоннадами, так же как и техника тесаного камня, восходит к египетскому зодчеству; богатство архитектурного и скульптурного декора, узорная орнаментика тоже близки традициям архитектуры Востока. Отдельные архитектурные мотивы и элементы, применявшиеся в баальбекских храмах, — большой ордер, пластическая трактовка стены - нашли развитие в архитектуре нового времени. Египет. Второй богатой восточной римской провинцией был Египет, присоединенный к Риму в 30 г. до н. э. Культурным и торговым центром, как и в эпоху эллинизма, осталась Александрия. Романизация не очень глубоко проникла в жизнь Египта, сохранившего свой язык, религию, обряды и обычаи. Традиции же эллинистического искусства в Египте были очень сильны и, как говорилось выше, сыграли большую роль в формировании римского искусства. Обычай заказывать и хранить дома живописные портреты распространился в Египте не без влияния Рима. После смерти изображенного, по египетскому обычаю, портрет накладывался на лицо мумии, благодаря чему до нас дошла большая серия портретов из некрополей в современной Хаваре (севернее Каира) и в Эль Фаюме (древних Арсиное и Крокодилополисе). Это энкаустические портреты египтян, греков, евреев, живших в Египте в 1—3 вв. н. э. Большинство портретов писались еще при жизни покойного и изображали молодых людей и людей среднего возраста; но клались они нередко на мумии глубоких стариков. Мозаики. Многие городские здания и виллы были украшены мозаиками с декоративными узорами и многофигурными композициями. На африканских мозаиках изображены не только персонажи и эпизоды античной мифологии, но и целый ряд сцен реальной жизни. Например, близ города Константины в термах частной виллы пол был украшен мозаикой с изображением архитектурных сооружений, садов, сцены охоты с собаками, изображением любимых лошадей хозяина. Искусство римских провинций оставило нам не только ряд памятников выдающегося художественного значения, но, главное, помогло понять процесс формирования искусства средних веков. Если в 1—2 вв. н. э. художественный стиль Римской империи играл значительную роль в развитии провинциального искусства, то в 3 в. н. э. местные художественные приемы, а на Востоке древнейшие традиции становятся господствующими и в свою очередь влияют на официальный стиль Рима.
|