Архитектура Санкт-Петербурга
(англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей. Обычно, чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем. Видимость — это оценка положения ссылок на сайт в результатах поиска по профильным (целевым) запросам. Целевой (профильный) запрос — ключевое слово (или набор слов) с помощью которых пользователь ищет веб-сайты, содержащие интересующую его информацию. Методики определения видимости: v Рейтинг видимости SeoRate и настаиваемый пользователем анализ v Сервис анализа сайтов CY-PR.com v Выборочная проверка видимости по отдельным целевым запросам на конкретных поисковых системах на глубину до 100 ответов (Top 100) Администрирование сайта } Администрирование интернет-системы, включая ведение политики информационной безопасности и соблюдения авторского права } Управление хостингом и доменным именем } Управление информационным наполнением сайта (CMS) } Интеграция сайта с прочими информационными системами } Продвижение и раскрутка сайта } Организационное и информационное сопровождение проекта } Финансовое сопровождение сайта Систе́ма управле́ния содержи́мым (конте́нтом) } (англ. Content management system, CMS) — информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом (т.е. содержимым) . } Главной целью такой системы является возможность собирать в единое целое и объединять на основе ролей и задач все источники информации, а также возможность обеспечения взаимодействия сотрудников с созданными ими информацией и данными так, чтобы их легко можно было найти, извлечь и повторно использовать привычным для пользователя образом. } Организационное и информационное сопровождение сайта требует создания соответствующей инфраструктуры и разработки необходимых регламентов. } Функционирование сайта – неотъемлемая часть деятельности вуза. Управление данным процессом должно соответствовать общим принципам управления, действующим в университете. } Например: } Положение о сайте вуза } Редакционный (координационный) совет сайта вуза
Архитектура Санкт-Петербурга Начало XVIII в. было временем крутого перелома в жизни страны. Проведение правительством Петра I широких государственных преобразований, необходимость которых выдвинуло экономическое и политическое развитие России, ее международное положение, потребовало большого напряжения материальных и творческих сил страны. Понадобились реорганизация государственного аппарата, русской армии и строительство морского флота, создание новых крепостей и городов, новых отраслей промышленности. В начале XVIII в. пересматриваются цели и задачи архитектуры, происходят коренные изменения в организации строительного дела, возводятся новые типы промышленных и общественных зданий — судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий. Характерными чертами архитектуры петровского времени были рационалистичность и простота, особенно свойственные дворцам, общественным сооружениям, жилим зданиям. Регулярность и четкое ордерное построение их сочеталось с барочной пластичностью архитектурных деталей. В строительстве новой столицы, где наиболее ярко проявилось новое направление развития зодчества, осваивались передовые градостроительные методы. Петербург строился уже не как город-крепость, но как город открытого типа с регулярным характером планировки и застройки. На фоне рядовой застройки главные общественные сооружения выделялись не столько богатством убранства, сколько значительностью своих размеров — протяженностью и высотой. Занимая целые кварталы, такие здания во многом предопределяли облик целых улиц или площадей и становились главенствующими в новых архитектурных ансамблях. Эта особенность наблюдалась и в застройке Москвы того времени. Крупнейшей градостроительной задачей петровского времени стало строительство новой столицы на отвоеванных у врага древних русских землях. Для быстрейшего решения этой задачи Петр I избрал 2 пути. Первый, испытанный еще при Иване III, - приглашение опытных архитекторов из западных стран, второй – отбор молодых талантливых людей и отправление их в западно-европейские страны для обучения. Петербург был основан в 1703 г. у устья Невы первоначально как крепость и торговый порт для выхода страны к морским торговым путям, необходимым для дальнейшего развития России. Санкт-Петербург начал строиться с крепости, царь выбрал для нее Заячий остров, расположенный в самом широком месте Большой Невы, наиболее уязвимом в случае нападения противника c моря. Если на острове поставить крепость, то ни один корабль не сможет проникнуть в глубь территории через Малую или Большую Неву, минуя крепостную артиллерию. Деревоземляная крепость возводилась по чертежу Петра I. Первыми возвели бастионы (сооружения пятиугольной формы, выдвинутые в сторону противника перед основным фронтом обороны), за ними куртины (крепостные валы по фронту обороны между смежными бастионами). К концу сентября 1703 года основные работы по возведению бастионов и куртин менее чем за полгода были завершены. С некоторым отставанием от крепости возвели кронверк, призванный защищать её на ближайших подступах с суши. На южном берегу реки возвели в 1704 году Адмиралтейство — судостроительную верфь. Около Адмиралтейства быстро выросли слободы, которые заселялись рабочими верфи, вблизи Петропавловской крепости возник первоначальный центр города —Троицкая торговая площадь с гостиным двором. Расположение этих градообразующих узлов было целесообразным: Троицкая площадь — торговый центр с жилой частью — находилась под защитой Петропавловской крепости, а строительство кораблей, связанное с доставкой большого количества леса и других материалов из глубины страны, осуществлялось на противоположной — Московской стороне. При постройке Адмиралтейства в основу положили план древнерусского «двора». Подобный тип сооружения удовлетворял функциональным требованиям и позволял вести оборону от внезапного нападения врага. Адмиралтейство представляло собой огромную по протяженности постройку с планом в форме буквы П, обращенную открытой стороной к Неве. Сплошная линия примыкающих одно к другому производственных помещений отгораживала территорию, на которой закладывались и строились суда. В центре корпуса, параллельного реке, находился главный въезд на территорию верфи, увенчанный небольшой башней со шпилем. В 1730-е годы было возведено каменное здание Адмиралтейства. Архитектор Коробов сохранил его прежнюю форму, но украсил главный корпус позолоченной башней, высота которой достигала 72 метров. В 1712 г в город переводятся из Москвы правительственные учреждения. Петербург становится столицей государства. Для строительства новой столицы правительство мобилизует силы всей страны. Налаживается производство строительных инструментов, государственное производство кирпича, извести, черепицы. Ограниченные экономические возможности заставили правительство в 1714 г. запретить возведение каменных сооружений в других городах страны, чтобы сосредоточить все ресурсы государства на быстрейшем строительстве Петербурга. Для руководства развернувшимися работами создается государственный орган — «Канцелярия от строения Санкт-Петербурга». Государственное регламентирование застройки Петербурга вызывалось тем, что нужно было выстроить город в самый короткий срок на основе новых планировочных, градостроительных принципов с применением новых средств и методов застройки. Основной функцией Канцелярии был контроль за внедрением новых строительных приемов, новых материалов и инструментов, за выполнением правил строительства. От главного входа Адмиралтейской верфи, увенчанного башней, начиналась Невская перспектива ( Современный невский проспект ), а впоследствии здесь возникла система трех лучей-улиц, запроектированная арх. П. М. Еропкиным, разработавшим планировку Адмиралтейской слободы. Вторым лучом стал Вознесенский проспект - бывшая дорога на Новгород и третьим - Гороховская улица, проложенная несколько позднее. Такая система позволяла комплексно решить градостроительные и идейно-художественные задачи, содержала в себе большие потенциальные возможности для развития схемы городского плана. В связи с большими трудностями осуществления массовой регулярной застройки города и необходимостью перспективного регулирования городского строительства приступили к разработке в 1716 г. генерального плана города. С этой целью Петр пригласил в Петербург французского архитектора Жана Батиста Леблона (1679—1719). План Леблона представлял собой схему идеального города – крепости. Но система построения плана, взятая из предшествующей градостроительной практики Западной Европы, не учитывала социально-экономических условий России и возможностей развития города. Слабыми сторонами плана были замкнутость, препятствующая естественному росту города, и искусственное наложение «идеальной» планировочной схемы на сложную в географическом отношении территорию города с уже существовавшей застройкой. Кроме того, такой недостаток планировочной структуры плана, как островное расположение центра города, исключало возможность объединения наметившейся уже городской территории на участках, разделенных водой. Все это и послужило причиной того, что план Леблона остался неосуществленным. В это время в градостроительстве происходят крупные изменения. Во вновь возводимых городах крепость утрачивает градообразующее и оборонное значение в связи с развитием военной техники. Петербург стал первым большим столичным городом открытого типа, не стесненным в своем развитии кольцами последовательно возводимых внешних стен, столь характерными для городов предшествующего времени. При сжатых сроках возведения новой столицы прогрессивным было использование метода строительства по «образцовым чертежам». По поручению Петра I Доменико Трезини разработал «образцовые чертежи» жилых домов для «подлых», «зажиточных» и «именитых». В новой столице производится зонирование территории города на части, различные по характеру застройки: каменная и деревянная; застройка одно- и двухэтажными «образцовыми» домами. При всей простоте образцовых домов они отличаются регулярным характером фасадов с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний, с фигурными воротами сбоку. Типичным приемом зданий петровского времени было закрепление углов декоративной рустовкой и окраска оштукатуренных фасадов в два цвета. (РУСТОВКА- декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней или имеющая вид горизонтальных полос равной высоты, рельефно выступающих над фоном.) В отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в новой столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных. Наряду с массовой типовой застройкой необходимо было также создание представительной архитектуры столичного города. С этой целью осуществляется парадная застройка набережных Невы жилыми зданиями дворцового типа, а в узловых пунктах города возводятся крупные монументальные сооружения. Одно из крупных общественных сооружений столицы — здание Кунсткамеры — центра русской науки петровского времени, поставленное на парадном участке набережной Васильевского острова. Строилось оно с 1718 по 1734 г. арх. И. Маттарнови (ум. в 1719), Н. Гербелем (ум. в 1724), Г. Киавери (1689—1770) и М. Земцовым. Возведение Кунсткамеры было продолжением застройки берегов Невы, начатой сооружением Петропавловского собора и Адмиралтейства. Высотные композиции в центре города— Адмиралтейство и Кунсткамера, стали взаимосвязанными опорными сооружениями на Неве. Олицетворявшие Флот и Науку, они служили парадными пропилеями столицы при въезде в нее с моря. Название музея “кунсткамера” произошло от немецкого слова Kunst - искусство, художество и Kammer - кабинет-палата редкостей. Кунсткамера- первый государственный общедоступный комплексный музей в России, одно из важнейших учреждений Петербургской Академии наук. Основанная Петром I по образцу аналогичных музеев Европы, Кунсткамера должна была по мысли создателя служить проводником европейских научных знаний в русском обществе. Датой ее основания считается 1714 год, когда личное собрание редкостей Петра I и коллекции Аптекарского приказа были перевезены из Москвы в Санкт-Петербург и размещены в Летнем дворце. К ним был определен специальный штат: “главный смотритель” лейб-медик Р.К. Арексин и “библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев” И.Д. Шумахер. В 1719 году коллекция Кунсткамеры и библиотека царя были перевезены в конфискованный дом А.В. Кикина - “Кикины палаты” близ Смольного двора. С этого времени Кунсткамера становится общедоступной, по приказу Петра I в нее должны были пускать всех желающих, чтобы “люди смотрели и учились”. Основой собрания Кунсткамеры стали коллекции, привезенные Петром I из первого путешествия в Европу в 1697-1698 годы. В дальнейшем сбор экспонатов производился на основе ряда правительственных указов. В пополнении музея большую роль играли отечественные, прежде всего первые академические экспедиции, покупки за рубежом, поступления от частных лиц. Заложенный в основе собирательства принцип универсальности позволял Кунсткамере на ограниченном пространстве знакомить с миром во всем его многообразии. План Кунсткамеры прост. К центральному помещению симметрично справа и слева примыкают боковые корпуса. В боковых корпусах находились библиотека, выставочный зал и в противоположных отдаленных концах — научные кабинеты. Центральный восьмигранный объем Кунсткамеры—это ярусная башенная композиция, означавшая новый шаг в развитии типа общественного здания в русской архитектуре, хотя и сходная с башенными общественными сооружениями предшествующего времени. Обработка фасадов башни проста и характерна для архитектуры первых сооружений Петербурга. Фасад здания на всю высоту членится пилястрами, которые в нижнем ярусе башни обработаны рустами. Первоначально помещения научных кабинетов выделялись на фасаде типичными для своего времени фигурными барочными фронтонами. В общей композиции представительного сооружения, в его симметричных фасадах четко выявлена функциональная целесообразность планового решения здания. Важнейшей частью его была обсерватория, которая располагалась в центральной башенной части сооружения.
Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д. Трезини, являются Петропавловский собор и Здание двенадцати коллегий. Петропавловский собор, построенныйв 1712—1733 гг., находится в Петропавловской крепости. Общая объемно-пространственная композиция сооружения определялась его функциональным назначением и местом расположения — собор находился на острове среди низких берегов полноводной Невы. Собор имеет трехнефный базиликальный план и простые объемные формы с куполом над предалтарной частью. Особенность сооружения—высокая (около 120 м) четырехъярусная колокольня, возвышающаяся над западной частью собора, завершенная высоким позолоченным шпилем. Петропавловский собор стал как бы символом утверждения петровских преобразований (этим объясняется известная поспешность Петра при сооружении колокольни). В отличие от колокольни тип Петропавловского собора, трехнефной базилики, чуждой русским традициям и формам культа, в дальнейшем не получил развития. Здание Двенадцати коллегий, строившееся с 1722 по 1742 г. под руководством архитектора Д. Трезини, может служить примером правительственного здания, характеризующего стилевое направление архитектуры этого времени. Здание расположено рядом с Кунсткамерой торцом к набережной Невы и ограничивает собой большую площадь на стрелке Васильевского острова, которая первоначально планировалась как центральная площадь города. Здание большой протяженности (около 600 м) состоит из 12 повторяющихся одинаковых по планировке секций — коллегий. Каждая из секций перекрыта самостоятельной кровлей с фигурным фронтоном в центре. Такое построение допускало дальнейшее наращивание цепи равнозначных звеньев композиции сооружения (идея, поданная самим Петром I). Фасады здания коллегий, отвечая построению плана, членятся входными выступами каждой из секций. Благодаря стандартному элементу входного выступа, многократно повторяемому, создается композиционный мотив протяженного здания, расчлененного пилястрами. Представительное жилое строительство Петербурга первой четверти XVIII в. — каменные жилые дома придворной знати (такие, например, как дом Меншикова на Васильевском острове, палаты Кикина близ Смольного двора) — велось не по образцовым чертежам. Но характер архитектуры этих сооружений свидетельствовал о распространении принципов регулярности и на дворцовое строительство. Дом Меншикова строился в несколько этапов.Начал его строительство в 1710 г. Джованни Марио Фонтана и продолжил в 1713 г. Иоганн Готфрид Шедель. Трехъярусная ордерная система дворцовых фасадов с поярусными ритмичными рядами пилястр изходила из художественных принципов архитектуры возрождения. Ныне дворец является филиалом Государственного Эрмитажа. (Название музея «Эрмитаж» (от франц. ermitage) означает в переводе «жилище отшельника», «уединенный уголок». Название связано с местом расположения первых коллекций, купленных императрицей Всероссийской Екатериной II (р. 1729, 1762–1796). Картины находились в здании, примыкающем к Зимнему дворцу, которое сейчас называется Малым Эрмитажем. Малый Эрмитаж представляет собой два павильона и две галереи, окружающие Висячий сад, расположенный на крыше первого этажа. Северный павильон (называемый ранее Оранжерейный дом), был построен по заказу Екатерины II французским архитектором Ж.Б.М.Валленом-Деламотом (1767–1769), южный павильон и галереи были построены архитектором Ю.Фельтеном (1764–1775). В северном павильоне Валлен-Деламот создал комнату с двумя подъемными столами. Столы, уже накрытые, поднимались с помощью механизмов из первого этажа. Здесь обедали без слуг. Эта комната и называлась «Эрмитаж», в ней собиралось обычно небольшое общество в 12–15 человек, приглашенных самой Екатериной II.)
Новое в планировке домов дворцового типа заключалось в развитии парадных помещений, отодвинувших на второй план жилые; обязательным становится парадный центральный зал, что было обусловлено новым укладом жизни высших кругов общества (проведение ассамблей и т. п.). Изменение плана влияло на общую композицию здания и его фасадов. Архитектура богатого жилого дома в это время по сравнению со зданиями рядовой образцовой застройки отличалась представительностью интерьера, повышенной этажностью, богатством ордерных форм фасадов. Микетти Николо (1675-1759). Представитель итальянской художественной школыстиля барокко. Деятельность Микетти в Россииограничилась созданием пригородных парковых резиденций. После смерти Леблона, он занял положение, каким пользовался тот, и получал те же 5000 рублей, — которые на наши нынешние деньги составляли огромную сумму, — и был таким же главным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его окрестностях. Он оказал Петру много услуг по выписке из Италии различных художественных произведений, особенно мраморных статуй, которых надобно было множество для только что заведенных дворцов, парков и садов. Два самых значительных творения Микетти – дворцы в Стрельне и Екатеринентале - иллюстрируют применявшиеся им художественные приемы. Главная заслуга Микетти в Петергофе – создание фонтанных композиций. Большой каскад, Вольер и др.
Коробов Иван Кузьмич (1700 - 1747). Основной его работой было продолжение начатой в 1721г. Перестройки мазанкого (мазанка-строение, изба из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной) Адмиралтейства, П-образная расплатанная композиция которого им была полностью сохранена в тех же габаритах. Но в ансамбле низких корпусов поднялась высокая (72м)полностью перестроенная Коробовым надвратная башня со ступенчатым силуэтом, увенчанная позолоченным шпилем с парусным корабликом. Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Франческо Бартоломео), (1700-1771)-русский архитектор середины XVIII в. по происхождению итальянец. Родился и провел юность в Париже, в 1716 г. переехал в Россию. Построил множество выдающихся сооружений. Среди сохранившихся произведений Растрелли: Большой дворец в Петергофе (1747—1752), Большой дворец в б. Царском Селе (ныне г. Пушкин) (перестройка 1752— 1757), дворцы Строганова (1752—1754), Воронцова (1749—175/), Зимний дворец (1754—1764). ансамбль Смольного монастыря (1748—1764) в Петербурге Творчество Растрелли отражает эстетические идеалы времени, а праздничный и торжественный облик произведений зодчего наиболее ярко характеризует стилистический этап барокко в развитии русской архитектуры. Большой Екатерининский дворец. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитекторуБартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане. Своими размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады были декорированы колоннами, фигурами атлантов, кариатид, картушами (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — лепное или графическое украшение в виде щита или не до конца развёрнутого свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись)на фронтонах, львиными масками и прочими лепными украшениями. В своих сооружениях Растрелли никогда не прибегал к усложненным контурам и очертаниям стен в плане, никогда не допускал разрывов или несоответствий внешних и внутренних объемов. Планы помещений в зданиях Растрелли почти всегда имеют очертания прямоугольника, а объемная же их форма — призматическая; нет распространенных в это время скругленных углов. Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. В 1941-44 практически полностью разрушен, восстановление по проекту арх. А. А. Кедринского началось в 1957, реставрац. работы продолжаются и ныне. С 1747 г. Растрелли работает над перестройкой Большого дворца в Петергофе. Большой дворец в Петергофе - основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля в городе Петродворце на южном берегу Финского залива, в 29 км от Санкт-Петербурга. Насчитывает прим. 30 залов. Протянувшийсь более чем на 200 м, он объединяет ансамбли Нижнего и Верхнего парков. Он состоит из трех основных частей - трехэтажной центральной части (в большинстве случаев, третий этаж - декоративный, второй этаж является двухсветовым) и соединенных с ним одноэтажными галерями двух корпусов - Церковным и под Гербом. В облике дворца роль играет высокая кровля "с переломом" и купольные завершения боковых корпусов.. Дворец имеет два основных фасада - северный и южный, первый из них - главный - выходит в Нижний парк и читается со стороны залива. Южный, решенный менее торжественно, выходит в Верхний сад. В 1754—1764 гг. Растрелли ведет строительство Зимнего дворца. Разрабатывая композицию нового здания Зимнего дворца, Растрелли исходил из конкретных градостроительных условий Петербурга, учитывал особенности обращенной к Неве центральной зоны города. Он стремился создать многосторонне раскрытую композицию дворца. Градостроительная концепция зодчего заключалась в том, что Зимний дворец рассматривался как объемная архитектурная доминанта центра столицы. При этом Растрелли использовал композицию здания с периметральной застройкой и центрально расположенным проездом во двор. Характерны двусторонняя ориентация дворца к городу и к Неве, отвечающая архитектурному главенству здания в ансамбле центра города, и значительная протяженность главных фасадов дворца, выявляющая великолепие его архитектуры. В композиции Зимнего дворца сказалась особенность дворцовых сооружений того времени — сочетание в плане центрального въезда во дворец и сквозной анфилады главных залов. Торжественный въезд играет важную роль в композиции фасада со стороны площади, а анфилада — в композиции Невского фасада дворца. Это определило принципиальное различие их построения — акцентировку середины фасада, обращенного к площади, и флангов фасада, ориентированного к Неве. В Зимнем дворце Растрелли с исключительным мастерством использовал возможности ордера. Колонны в различных сочетаниях хорошо выявляют вовне тектонику объемного строя сооружения. Группировка колонн оттеняет основные членения его плана. Особенность растреллиевской трактовки ордерных форм в Зимнем дворце проявляется в сильном их рельефе и цветовом противопоставлении ордера стене. Пластика колонн, трактованных здесь как своеобразный «белокаменный» ордерный декор стены, отражает развитие на новой художественной основе традиций и ордерных приемов архитектуры Москвы конца XVII — начала XVIII в. Церковные сооружения Растрелли свидетельствуют об умелом использовании зодчим традиций древней русской архитектуры, творческой переработке им старорусских образцов на основе новых конструктивных возможностей и эстетических требований стиля. Крупнейшее культовое сооружение зодчего — грандиозный ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748—1764). Это один из наиболее ярких памятников периода барокко в русской архитектуре XVIII в. Ритмическая насыщенность, многоплановость композиции главного собора, его крупный масштаб, богатство и динамика ордерных форм сочетаются с ясностью общего тектонического строя сооружений комплекса. Композиция ансамбля Смольного отличается четкостью и выразительностью объемного строя, сложностью силуэта. Отчетливо выявляется связь архитектуры Смольного собора с церковной архитектурой Москвы конца XVII в. Планировочной канвой композиции Смольного послужила типологическая схема традиционного на Руси монастырского комплекса, который трактуется здесь по-новому. Центральное сооружение монастыря — Воскресенский собор расположено в центре грандиозного двора, образованного протяженными корпусами келий. Двор имеет форму квадрата с внутренними уступами по углам, которые акцентированы четырьмя одинаковыми малыми купольными храмами. Очертания двора повторяет ограда. Задуманная Растрелли по настоянию императрицы Елизаветы высокая колокольня (около 140 м) из-за семилетней войны сооружена не была. Весь ансамбль запечатлен в виде модели, хранящейся в Научно-исследовательском музее Академии художеств России. В первоначальном варианте собор был задуман однокупольным, как римские храмы эпохи барокко, однако в 1749г. Елизавета потребовала возродить в облике собора традиционное русское пятиглавие, что и сделал Растрелли, возведя главки на четырех башенках, тесно примкнувших к барабану центрального купола, сформировав компактный живописный силуэт. Чевакинский Савва Иванович (1713— 1770)—выдающийся русский архитектор. В период 1741—1767 гг. он был главным архитектором Адмиралтейств-коллегий в Петербурге, где и протекала его творческая деятельность; в 1755—1758 гг. — архитектором Академии наук, а с 1745 по 1760 г. — архитектором Царского Села. Самой известной его постройкой является Никольский военно-морской собор с колокольней (1756—1758) Крупный мастер архитектуры барокко, С. Чевакинский как профессор Академии художеств оказал влияние на творчество ряда крупнейших зодчих последующего поколения (В. И. Баженова, И. Е. Старова). Никольский военно-морской собор -грандиозное сооружение, своеобразное по плановому решению и по объемно-пространственной композиции. План его представляет собой равноконечный крест с внутренними углами, заполненными дополнительными помещениями, над которыми расположены четыре перекрытых куполами малых барабана пятиглавия. Интерьер сооружения напоминает светский многоколонный зал; это впечатление усиливают огромные окна и балконы, придающие зданию сходство с дворцовыми сооружениями. Усложненное объемное построение, мощное пятиглавие храма, барочные детали фасадов оттеняют своеобразие трактовки Чевакинским традиционного типа пятиглавого храма. Одновременно с созданием Никольского собора с мая 1756 года возводилась и его колокольня. Строительство колокольни завершили раньше, чем строительство самого собора — в 1758 году. Поставлена она строго на западе от здания храма. К 1752 году Крюков канал был прорыт только от Невы к Мойке. Чевакинский же заранее предугадал продление водной артерии. Таким образом, колокольня оказалась на берегу только в 1780-е годы. Местность близ колокольни Никольского собора стала одним из самых романтических мест Санкт-Петербурга. Возможно, её здесь появление обязано не построенной колокольне Смольного монастыря. Чевакинский был учеником Ф.Б. Растрелли и был впечатлён моделью 120-метровой колокольни Смольного. Таким образом, он повторил замысел своего учителя, пусть и в меньших масштабах. Первые масштабы на чертежи начали указывать с XVII века. С введением масштаба резко увеличилась точность графических построений. Поэтому в конце XVII века решением Петра 1 в России были введены масштабные изображения, которые окончательно утвердились к концу XVIII столетия. В это время чертежи еще не содержали числовых размеров и, их определяли путем обмера чертежа с помощью циркуля-измерителя и линейного или поперечного масштаба, которые изображались внизу чертежа. В 1806 году военному ведомству было предписано ввести в чертежи числовые размеры. Теперь “…, не нужно мерить циркулем по масштабу, а только смотреть на цифры”.
В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в Петербурге на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. В Москве уличные фонари появились в 1730 году по указу императрицы Анны Иоановны. В них вместо свечей зажигали конопляное масло с фитилём. Масляные фонари в Москве воцарились почти на 150 лет.
|