РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ
Кем были Розенкрейцеры? Организацией выдающихся мыслителей, восставших против философских и религиозных ограничений своего времени или изолированным объединением трансценденталистов, связываемых лишь общностью своих взглядов и заключений? Распался ли первоначальный Орден Розенкрецеров в конце XVIII века, или общество продолжает существовать, как организация, сохраняющая ту же секретность, которой была знаменита с момента своего основания? Были ли Розенкрейцеры чисто философским или религиозным учением? Какова истинная цель организации Братства Розы и Креста? Эти и другие вопросы неминуемо встают перед каждым серьезным исследователем, столкнувшимся хотя бы частично с концепцией взглядов Розенкрейцеров – будь то философия, антропософия, астрология или религия, символизм. О Розенкрейцерах много написано, их рассматривали с различных точек. Зрения (в «Энциклопедии…» М.П. Холла им уделены пятая часть всего изложения). Но как справедливо заметил сам Менли П. Холл: «Относительно загадки Розенкрейцеров существуют четыре совершенно различные теории. Каждая из них является результатом тщательного рассмотрения свидетельств исследователей… Заключения, к которым они пришли, явно говорят о том, что сведения о происхождении ранней деятельности Братства Розы и Креста не могут считаться надежными».[1]
При видимом противоречии различных версий о возникновении Братства Розы и Креста, суть этих различий концентрируется на внешних признаках: исторической достоверности фигуры основателя Братства и авторстве общепризнанных трудов членов Ордена, уполномоченных распространять секреты Ордена среди избранных философских умов. Если отойти от этих внешних несоответствий, то становится ясным одно, что подтверждают как апологеты, так и критики тезиса о реальном существовании Общества Розы и Креста. «Свидетельства говорят о том, ранние писатели были знакомы лишь с теми вещами, которые были известны широкой публике» [1]. Истинное же Братство Розенкрейцеров состояло из небольшого круга адептов, или посвященных. Этим объясняется многочисленное несоответствие и несообразность в розенкрейцеровских версиях, ибо «кто пытался разрешить противоречия, связанные с существованием Ордена, не смогли достичь успеха, потому что подходили к этому вопросу с чисто физической или материалистической точки зрения» [1].
Таким образом, подлинная суть Ордена Розенкрейцеров кроется в его эзотерических доктринах, отраженных в экзотерических произведениях общества.
Столкнувшись случайно с учением Розенкрейцеров несколько лет назад, меня поразила удивительная точность объяснения закономерностей эволюции Человека и природы, полное совпадение с моими практическими наблюдениями и подтверждение идей Розенкрейцеров современной наукой, особенно в области интегрального психоанализа (соединения медицины, психологии, теологии). Поэтому в данном случае остановимся на рассмотрении некоторых эзотерических аспектах философской доктрины Ордена Розенкрейцеров, имеющих практическое значение и возможность применения в жизни современного человека. Опуская при этом обзор исторического развития различных версий об Ордене Розенкрейцеров, рассматривающих чисто внешние проявления данного глубоко тайного учения.
Говоря о философской доктрине Розенкрейцеров, чтобы ответить на противоречивые вопросы, поставленные в начале, необходимо учитывать следующие положения.
Орден Розенкрейцеров был и остается (этому есть свидетельства [4, 6, 7] и пр.) эзотерическим учением, из чего вытекают и особенности его существования (как тайной организации, закрытой в силу эзотерической направленности учения – с внешней стороны). А при внутреннем рассмотрении (в меру возможности постижения тайного) – это философская концепция, тесно переплетающаяся (как и все истинные знания, сообщенные через Посвященных) и перекликающаяся со всеми философскими, религиозными, эзотерическими, психологическими концепциями древности и современности, ибо познание и развитие человеческой души, совершенство человеческой природы и духа продолжается. В связи с этим положения философской доктрины Розенкрейцеров имеют многочисленные точки соприкосновения со всеми сферами и областями изучения человека – как его тела, так и психики, сенсорики...
Одним из наиболее важных эзотерических произведений Ордена Розенкрейцеров считается «Признание Братства Розы и Креста ученой Европе». В своей оригинальной форме «Признание» делится на четырнадцать глав, где более подробно и пространно, чем в их манифесте «Fama Fraternitatis» («Слава Братства»), опубликованном в 1614 г., братья Общества Розы и Креста излагают свои цели и деятельность их Ордена. «Секрет философии Розы и Креста основан на таком знании, которое является суммой и главой всех способностей наук и искусств. В нашей божественно открытой системе, в которой много теологии и медицины, мы анализируем небеса и землю; но по большей части мы изучаем самого человека, в котором Природа скрыла свой внешний секрет» [1 с. 516]. И ведь действительно, в процессе роста и развития от зародыша до интеллектуально развитого совершенного индивидуума человек проходит все стадии развития жизни на планете Земля (животного – в перинатальный период) и развития деятельности полушарий головного мозга (в постнатальный период), иными словами, наше сознание и подсознание в процессе жизни каждого человека повторяет путь человечества от мифологической картины мира (в детстве) до осознанного восприятия реальности и соответствующих поведенческих реакций в зрелом возрасте. Эти идеи нашли подтверждение и развитие в трудах философов, мистиков, психологов конца XIX – начала XX в, таких как Кара дю Прель (изучавший состояние сомнамбулизма), Карла Г. Юнга (в религиозно-психологической проблематике алхимии), Макса Генделя (описавшего конкретные пути достижения единства сердца и разума) и т.п.
Как в «Признании», так и в других своих трудах братья Ордена Розенкрейцеров готовы открыть ученым умам свои секреты, которые касаются скрытой работы природы. Но для этого необходимо иметь внутреннее духовное видение, а не ощущения, получаемые через реальные материальные органы чувств. Поэтому право восприятия духовной истины не может быть наследственным; оно должно возникнуть в душе каждого человека само по себе. Те же идеи о развитии «бессознательного» выдвигает в своих последних трудах К. Юнг [3].
Философские идеи Розенкрейцеров относительно приоритета добродетели перед приобретением человеком знания, перекликаются с современным постклассическим направлением развития науки. В современном мире трансформируется идеал ценностной ориентации исследования – находить то, что человеку во благо. В современном научном мире провозглашается идеал соотношения общенаучной истины с общечеловеческими благами. Та же идея заложена в гл. XI «Признания» «Когда человеку дана сила лечить болезнь, преодолевать бедность и достигать высокого положения в обществе, этот человек становится подверженным большому числу искушений, и пока он не обладает истинным знанием и полным пониманием, он становится ужасной угрозой для человечества. Он «может совершать зло, если его понимание не будет столь же велико, как богатство, им сотворенное. Поэтому человек сначала должен получить знание, достичь добродетели и приобрести понимание, тогда все приложится». «Те, кто считает, что могут стать совладельцами духовного богатства против воли Бога или без его позволения (т.е. посредством чего-либо другого, недели через добродетель, труд и целостность) скорее потеряют жизни в поисках нас (братьев Ордена Розенкрейцеров), нежели достигнут счастья, найдя нас».
В этом заявлении, на мой взгляд, можно усмотреть действительную причину почему до настоящего времени не раскрыта тайна Общества Розы и Креста с одной стороны, и почему все сведения о происхождении и деятельности Ордена Розенкрейцеров могут считаться надежными. Ибо непостижимость Братства Розы и Креста для рационалистического сознания кроется в мистическом характере Братства. В мистике, как это характеризовал И. Кант в «Грезах духоборца», считая мистику возможной лишь в том случае, если «человек одновременно принадлежит видимому и невидимому мирам как член их обоих». Карл дю Прель, опираясь на взгляды Канта, обосновывает [2] монистическое учение о душе провозглашает, развитие нашего сознания средством, при помощи которого достигается цель развития трансцеденентальности путем интеллектуального и морального развития нашей личности [2, с. 473]. «Трансцеденентальной целью нашего земного существования только и может быть развитие нашей трансцеденентальной индивидуальности достигаемое тем, что наш субъект наследует от нашего земного мира приобретенные им на Земле способности и наклонности» [2, с. 472]. «Итак, своей земной жизнью мы достигаем только одного: укрепление нашей индивидуальности. Значит, только это укрепление в силу своего трансцеденентального знания и может служить настоящей целью нашего существования, только в нем совпадает индивидуальная цель нашего субъекта с исторической целью нашего рода. Отрицанием должно быть не само наше желание жить, а каждая достигаемая ступень развития, для достижения которого мы сами погрузили себя в этот подавляющий нас мир земных страданий» [2, с. 472]. К этим глубоким философским выводам К. дю Прель пришел в результате исследований пограничных состояний сознания в конце прошлого века. Аналогичные выводы о роли сознания в постижении и управлении бессознательным высказывает К. Юнг при анализе воздействия психологии и религии на личность человека [3]. Процесс развития человеческой личности «должен поднять бессознательное на высоту сознательного, превратить теперешнее существование нашего трансцеденентального субъекта» [2, с. 472]. Развитие гармоничной личности, как единство сознания и подсознания «должно иметь целью развитие и возвышение собственного человека – внутреннего человека». Когда же воздвигаются препятствия для того, чтобы проникать в глубины души, то божественный образ остается снаружи, а человек – незатронутым в своей глубочайшей природе» [3, с. 238]. «А когда «внутри ничего нет», то «в глубинах со всей силой правят архаические божества», и внутреннее костенеет в варварстве, из-за недостатка душевной культуры... «mysterium magnum» коренится не просто в собственном существовании, но преимущественно в человеческой душе». «Но бесполезно хвалить свет и проповедовать его, когда никто не умеет видеть его... «нужнее прививать человеку искусство зрения... Чтобы сделать возможным это внутреннее созерцание, нужно расчистить путь для умения видеть [3, с. 242 - 243]. Юнг считал этим путем психологию, как возможность заглянуть и осознать, что творится в глубинах души. На этих же позициях стоят представители современного интегрального психоанализа, достигающие исцеления через осознание. Можно бесконечно приводить примеры, указывающие на главенствующую роль осознания, как активной преобразующей силы человеческого существования на планете Земля. И это много веков назад утверждали Розенкрейцеры и не только провозглашали, но и доказывали. Ибо, по свидетельству М. Холла [с. 500], «никто не мог быть признан адептом Розенкрейцеров, пока он не мог выполнить высочайшего эксперимента превращения «основных элементов» низшей человеческой природы в «золотую» субстанцию духовных и интеллектуальных возможностей». Путь и основные вехи ученика на этом пути зашифрованы в символы. Ибо они представляют собой интегральное (сверхспрессованное) выражение взаимосвязи физического, астрального, ментального, интуитивного Мировых планов. В символах, алхимических формулах зашифрованы тайные алхимии человеческой души, постижение которой по сей день остается великой тайной человечества. Космогоническая концепция Розенкрейцеров рассматривает планеты, как проводники соответствующих энергий, связывающих в единое нераздельное целое макро- и микрокосм [4. т. 2. с. 23] и алхимия Розенкрейцеров, где элементы имели соответствующие планетарные символы, «имела дело не с одними металлами. Само тело человека было алхимической лабораторией, и никто не мог быть признан адептом Розенкрейцеров, пока он не мог выполнить высочайшего эксперимента превращения основных металлов человеческого невежества в чистое золото мудрости и понимания» [1, с. 500]. Более того, для постижения высших истин к ученику в учении Розенкрейцеров предъявлялись особые требования. Обязательным условием постижения тайн учения было «откровенное невежество», то есть, чтобы он был свободен от всех предвзятых мнений, только в этом случае он становится в высшей степени обучаем. И когда ему дается новое учение, сохранять свой разум в спокойном состоянии. «Так же скептицизм делает нас слепыми к истине, так спокойное, доверчивое состояние ума позволяет интуиции или «учению изнутри» познать истину, содержащуюся в данном учении. Это единственный путь к культивированию абсолютно надежного восприятия истины. От ученика не требуется верить немедленно, но он должен культивировать такое отношение своего ума, которое верит, что все возможно. Это позволит ему на время отложить даже то, что общеизвестно как «установленные факты» и «исследовать нет ли случайно другой точки зрения, доселе им незамеченной, с которой обсуждаемый предмет кажется обладающим приписываемыми ему свойствами. В этом глубоко философском подходе к пониманию и постижению Истины и кроется главная, на мой взгляд, причина противоречий и разнотолков по поводу Братства Розенкрейцеров. Ведь все исследователи всегда подходят с чисто научной, доказуемой, с чисто физической и материалистической точки зрения. А если объяснить с точки зрения трансцеденетальной логики И. Канта, то Розенкрейцеры были представителями двух миров: проявленного и непроявленного, коими и остаются по сей день. История, причины, возможность этого факта очень подробно изложены в «Алхимии Сен-Жермена» (общепризнанного как посвященного Ордена), об этом упоминается в частности [1].
Одним из основополагающих вопросов, волнующих умы философов на протяжении последних двух тысячелетий является вопрос о соотношении веры и разума, рационального и чувственного постижения окружающего нас мира и самих себя, как неотъемлемой части мира или «венца творения» в зависимости от преобладания теоцентрических или антропоцентрических концепций мироздания.
Подход к решению вопроса о пропасти, разделяющей разум и сердце, и путях преодоления этого разрыва очень во многом перекликается с подходами ведущих психологов прошлого века и наших дней, уже упоминаемых выше [2, 3, 9], а также неразрывно связан с христианскими принципами, в частности исихазма «умная молитва», как результат «поместить ум в сердце», те же принципы встречаем в восточных, прежде всего китайских, философских системах.
У Розенкрейцеров: «Узы гармонии ума и сердца могут быть обнаружены лишь открытым умом, как результат беспристрастного восприятия для последующего суждения» [4, т.2, с. 43].
Исходным пунктом для достижения этой гармонии, как и конечной ее целью, является достижение андрогенной бесполой (двуполой в неразрывности единства) природы человеческой. Как единство мужского начала (дух, разум) и женского начала (душа, сердце) и эта гармонизация, как слияние четырех стихий (2-х мужских и 2-х женских в кресте) - символ совершенного человека. Но на первый план всегда выдвигалось, как непременное условие, духовного развития человека (и человечества), соблюдение этических норм, посвящение начиналось с постижения этики. В философской мысли особенно выражено стал подниматься вопрос этических принципов, как соотношение свободы воли человека и место его в обществе именно с начала 17 века (к этому времени относятся и первые "проявленные источники сведений о Братстве розенкрейцеров). Подход к этическим сторонам человеческой индивидуальности в мире предлагает не соблюдение внешних норм моральный установок общества на сдерживание желаний, а отказ от того, к чему привязан, отказ от желаний, как единственное условие истинного очищения (сравним в христианской традиции освобождение от страстей, в ведической - желания - источник гнева и наслаждения и т.д.). "Время и страдания наши в чистилище будут соответствовать силе наших желаний, от которых не смог очиститься (золото, страсти) [4. т. 1 с. 57]. То же в Евангелие: "Не собирайте себе сокровища на земле, но собирайте себе сокровища на небе". "Ибо, где сокровища ваше, там будет и сердце ваше" [Мат. 6; 19, 20, 21].
"Во вселенной нет ни награды, ни наказания. Все является результатом неизменного закона" [4. т. 2. с. 75].
В философской доктрине Розенкрейцеров этические нормы духовного развития ни в коей мере не противостоят обществу, прежде всего по вселенским законам: "Человек, который сознательно отворачивается от своих сегодняшних обязанностей, чтобы начать духовную жизнь, неизбежно вынужден будет вернуться на путь долга, от которого он по ошибке уклонился и избежать выполнения этого долга ему не дано до тех пор, пока он не выучит своего урока" [4, т. 2. с. 138]. Какими бы ни были обязанности, выглядящие, как явный тормоз для удовлетворения духовных потребностей, эти обязанности должны быть выполнены. Устремленный к высшей жизни может иметь успех лишь в той степени, в какой ему удастся подчинить себе свою низшую природу, но он должен остерегаться и противоположной крайности. Хуже страдать от сжигаемых желаний, постоянно и образной думая об удовлетворении чувств, чем жить умеренной жизнью [4. т. 2. с. 140].
Управление низменной низшей природой для Розенкрейцеров, является не просто этической нормой, а необходимым условием духовного развития и непременное средство управления энергетическими потоками. Ибо "когда человек, устремленный к высшей жизни начинает все более и более обуздывать свои желания, посвящать свое внимание духовным мыслям и усилиям, энергия устремляется вверх по позвоночнику или через сердце. Направление потока зависит от темперамента ученика. В человеке, стремящемся к посвящению исключительно интеллектуальным путем, эта энергия идет, в основном, по позвоночнику. У мистика, который больше чувствует - через сердце (вспомним центры мужского и женского начала - разум и сердце). Целью Розенкрейцеров является гармонизировать оба эти потока, прежде, чем ученик будет готов овладеть непосредственным знанием сверхфизических сфер, и для него откроются все пути знания и он будет иметь в своем распоряжении сверхчувственные средства получения информации.
Но по Закону Вселенной, ему запрещено залечивать свои собственные смертельные раны, хотя он может лечить других от них. Ибо, только доказав полное бескорыстие, он не будет являться отражателем рефлексий окружающего эфира, которые ему обязательно встретятся.
Только через нравственный образ жизни, приводящий к очищению всех тел (тонких и плотного), создается чистый проводник. Человек вновь обретает утраченную некогда способность контакта с внутренними Мирами, он приобретает способность восприятия высших Миров, быть проводником высшей Воли, человек обретет то, что в христианстве называется "обожение", т.е. человек, будучи по природе человеком, по действию уподобляется Богу. Это то чудодейственное, чем обладали святые, а теперь их мощи и т.п.
К сожалению, рассмотрение алхимических реакций души на чисто физиологическом уровне, описываемое в литературе и эмпирическом опыте не входят в цель данного реферата, поэтому можно резюмировать:
¾ идеи Розенкрейцеров об условиях и путях духовного развития человеческой индивидуальности (взаимосвязи физического, чувственного, интеллектуального и интуитивного планов в человеческой личности, как условие гармонического развития; ¾ чистоты разума от эмоций и предвзятости эмпирических ощущений при достижении познания истины; ¾ управление низшей природой путем устремления к высшим духовным мыслям, а не сдерживания сжигающих душу страстей; ¾ гармония интуитивного и интеллектуального познания, гармония сердца и ума для трансцеденетального развития индивидуальности; ¾ соблюдение норм высшей этики, как действие Закона Вселенной, бескорыстие, как условие "сенсорной безопасности"; ¾ выполнение долга перед обществом, как неизбежный закон земного пребывания, как выполнение Вселенского Закона воздаяния; ¾ осознание, духовное понимание, как истинная целебная сила, приобщившись к которой, человек открывает для себя истину. Невежество же есть худшая из болезней и то, что лечит невежество, есть наиболее мощное их лекарств, и другие.
Идеи Розенкрейцеров имеют неоценимое значение для понимания истинных критериев духовности человека, путей и способов духовного развития и являются, оптимальной философской, религиозной, эзотерической, научной и прочих картиной, отражающей взаимосвязи и взаимодействие человека и Мира.
ЛИТЕРАТУРА
|