Сверх-жизнь
4. «Конец света».
1. Принципы анализа: - человек – главный предмет познания – наиболее синтетическое состояние универсума и точка преобразования. Природа не непогрешима, мыслящей субстанции – разумную организацию. - феноменологический подход (не объяснять, а описывать); - человек – феномен и ключ к пониманию универсума (проявление генезиса универсума, центр перспективы, центр конструирования); - антропогенез – завершение и ось космогенеза (признак – рост внутреннего сознания); - внешнее вещей – материя, внутреннее – сознание – пронизывают все уровни бытия (атом – электроны и ядро – материя, внутриатомная связь – сознание и т.п.); - действующие силы космогенеза: тангенциальная (связь подобного) и радиальная (влечение к усложнению); - бытие замыкается и поддерживается сверху (клетка замыкается и ее жизнь поддерживается сверху организмом); - наука, философия и религия не антиподы, а союзники в описании феномена мира и человека, всему свое место и черед (науке – эволюция, философии – ценностный рост, религии – сверхжизнь, будущее): - вера в прогресс - вера в единство - вера в притягательный центр личности 2. Космогенез: траектория космогенеза: преджизнь – жизнь –мысль –сверх-жизнь. а ) преджизнь – эволюция материи: атом – молекула - начало геогенеза; - (формы замыкания): барисфера – литосфера – гидросфера – атмосфера – стратосфера; б ) жизнь - клетка – крупинка жизни, внутренний синтез молекул (самоорганизация) организм – веер жизни: - растение - насекомое - животное - биогенез, развитие, прогресс живого (с точки зрения ценности) - форма замыкания - биосфера Проблема сезона жизни – пульсирует? - уникальное событие? в) мысль: направленность жизни – рост сознания (антропоид – homo sapiens). - психогенезис (психозой) - рефлексия («клеточка сознания») – поворотная точка от психозоя к ноосфере, биогенез завершен; - ноогенез – развертывание ноосферы посредством форм сознания (мифология, религия, философия, наука, экономика) и общностей (род, нации, государства); 1. Цивилизация - продолжение естественной истории, форма органического развития жизни, а не ослабление биологического феномена (расы, народы). 2. Органический кризис цивилизации: - элементы отказываются служить целому, единству. «Мир, увидевший себя посредством мышления и потому отрицающий сам себя» (борьба за обособление: религия - наука - философия; столкновение цивилизаций; национальные движения; расовые противоречия, расизм). - Современный человек не знает, что делать с силами, которые он выпустил благодаря неолитической революции (экономика и ее законы; власть, господство; направленность развития цивилизации, в целом). - Человек не знает, что делать со своим свободным временем, появилось у него со времен неолитической революции (у собирателя весь день посвящен пропитанию у производителя -лишь часть дня, появление слоев вообще не занятых). Свободное время для отдыха и развлечений – поиграть в войну, построить пирамиду, туризм – все снялись с насиженных мест, алкоголь и наркотики – уколоться и забыться и т.д. Что делать? Пути назад нет, необратимость – либо вверх в соответствии с эволюцией универсума, либо вниз, распад форм замыкания. 3. Сверх-жизнь: (предмет веры и логики эволюции) - Коллективный выход, индивидуализм и расизм – тупики; - Слияние мысли (единая форма мысли вместо их многообразия). - Срастание расовых, национальный ветвей (отбор и борьба за жизнь – вторичны). - Мегасинтез, дух земли, человечество как единство, единодушие, сверхсознание, ноосфера. Двойной кризис, начало в неолите, - кризис сплочения - выход наружу незанятых сил Выход из кризиса: радиальный скачек и замыкание. Точка замыкания, точка Омега – сверхличность, центр центров. Состоит из личностей, а не индивидуальностей. Атрибуты нового состояния универсума: - автономность, наличность, необратимость, трансцендентность - ускользает от пространства и времени, укореняется в нетленном. 4. Конец света: -внутренний возврат всей ноосферы, достигшей предела сложности и сосредоточенности – резюме космогенеза, эволюции универсума; - отделение сознания от материальной матрицы, успокоение в точке Омега, в вечности; - точка Омега – точка возникновения и обнаружения, созревания и ускользания.
Литература 1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: - М., Республика, 1994. 2. Белый А. Символизм как миропонимание: - М., Республика, 1994. 3. Макс Шелер Избранные произведения: - М.: Гнозис, 1994. - 490 с. (Человек и история; Положение человека в космосе) 4. Фридрих Ницше Сочинения. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого Т.2. - М.: Мысль, 1990. 5. Пьер Тейяр де Шарден Феномен человека. – М.: Наука, 1987 – 240 с. 6. Хейзинга Иохан Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. /Общ.ред. и послесл. Г.М.Тавризян.- М: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. -464 с. 7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.: - М.: Политиздат, 1991. - 461 с. 8. Ясперс Карл Смысл и назначение истории: - М.: Республика, 1994. - 527. (Мыслители ХХ в.)
|