Личность
- Центр этих актов, в котором дух являет себя в конечном - личность. Личность не связана миром, влечениями - открыто миру. -Личность – центр, возвышающийся над противоположностью организма и окружающего мира. Человек - существо, превосходящее самого себя и мир. - Чтобы быть личностью, мы можем лишь собрать себя самого в бытие нашей личности, сконцентрироваться до него, но не объективировать его. Личность не вещественна, не предметна. Личность это не субстанция (атавизм предметности), а монархическое упорядочивание актов, один из которых осуществляет руководство.
3. Возникает ли дух благодаря вытеснению, аскезе или он получает этим способом только энергию для своей манифестации? Дух - атрибут самого сущего, проявляющийся в собирающейся личности. Чистый дух бессилен, чтобы он заявил себя нужно вытеснение и сублимация. - в классической теории человека дух обладает силой, бытие мира устроено так, что более высокие формы бытия самые сильные причиняющие виды бытия (самовластие идей) - отрицательная теория человека - вся культура только и возникает благодаря этому «нет» природному (буддизм - смысл человеческого существования - угасание в качестве субъекта желаний, созерцание мира сущностей, нирвана) - Дух возникает не благодаря отрицанию, он этим питается. Дух начинает вытеснение, когда воля руководимая ценностями, вытесняет и приманивает влечения. Позитивное вытеснение дает духу власть и оживление духа - сублимация жизни в дух. - Мир постоянно упорядочен и чем выше формы бытия, тем больше они возрастают в ценности в силе и власти - основное заблуждение, из которого возникла положительная теория человека. - взаимное проникновение изначально бессильного духа и изначально демонического порыва, благодаря идеации и одухотворению томлений, стоящих за образами вещей, и одновременное обретение мощи, т.е. животворение духа есть цель и предел конечного бытия и процесса. 4. Метафизическое отношение человека к основанию вещей. Человек стал благодаря самосознанию, опредмечиванию своей психофизической природы, должен постигнут тотчас идею надмирного, абсолютного бытия. Актуальное бытие его духа и личности превосходит формы бытия в пространстве и времени, всматривается в ничто. Когда человек разрушил все прежние способы приспособления животной жизни к среде, избрал другой путь, путь приспособления раскрытого мира - он должен был как-то укоренить свой центр по ту сторону мира - бога. Оказавшись в «ничто» он мог - постигать абсолютное и дух как исток метафизики, но он из порыва к спасению и избытка фантазии заселил это ничто образами за которыми спасался. “…основное отношение человека к мировой основе состоит в том, что эта основа непосредственно постигает и осуществляет себя в самом человеке, который как таковой и в качестве духовного, и в качестве живого существа есть всякий раз лишь частный центр духа и порыва, принадлежащих сущему через себя” (3, с.190). Место самоосуществления, порождения, единства порыва и духа есть человек. Дух и порыв - два атрибута бытия, они возрастают в своих манифестациях в истории человеческого духа и эволюции жизни мира. Абсолютное бытие в качестве предмета не существует.
|