Правовая культура
Понятие правовой культуры Правовая культура есть важная составляющая культуры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из которых в контексте данной темы предпочтительным представляется понимание культуры как способа организации жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в сознании человека. Правовая культура "в целом" есть способ организации правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой области. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется на практике, как его избегают или как им злоупотребляют". Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления: 1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права; 2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм; 3) институционный - совокупность правотворческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нормы; 4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры. Правовая культура - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реализованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков. Правовую культуру определяют:
Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом. Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Являясь частью общей культуры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами: ? реальной потребностью в праве; ? состоянием законности и правопорядка в стране; ? степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
Структура, виды и функции правовой культуры Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной. Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: * психологический элемент (правовая психология); * идеологический элемент (правовая идеология); * поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни: · уровень правосознания и правовой активности общества; · уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.); · культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Правовая культура на "микроуровне" отражает состояние правосознания индивида, то есть степень знания им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения. Правовая культура "в целом", понимаемая как сложившаяся практика в правовой сфере жизни общества, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой системы позволяет получить "многомерное" представление о праве той или иной страны или эпохи. Правовая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внешней" средой. Если "внутриправовые" системные образования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, которые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры. Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена информацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требующих правового закрепления. Отражая эти потребности, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, которое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплощаются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит постоянное превращение социального в правовое, а правового - в социальное. Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический. Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов. Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права. Правовая культура выполняет специфические функции: · познавательно-преобразовательную, · праворегулятивную, · ценностно-нормативную, · правосоциализаторскую, · коммуникативную, · прогностическую. Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складывается в рамках правовой системы. В переходные исторические эпохи общество и право могут утрачивать качество системности, что проявляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, переживающая именно такую полосу своей истории. С преодолением в ней кризисных явлений начнется процесс развития правовой культуры на новых социальных основах. Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обыденным или научным. В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития. Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры — главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка. Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей. Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодательства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества. Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алексеев "... главное в правовой культуре — высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)". Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки. Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правового нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстановить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой культуры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспитания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспитания, правовой пропаганды, обучения, юридической практики. Правовая культура - это состояние правовой жизни общества, выраженное в высоком уровне правовой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юридических норм. Высокий уровень правовой культуры населения является важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения. Как и правосознание, правовая культура подразделяется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая активность. Она проявляется: · в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права; · в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности. Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно служить закону. Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня: 1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула; 2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий; 3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической — формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы — качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентация на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием. В то же время она шире правосознания, поскольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое поведение. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. 3. Правовое воспитание Понятие, формы и методы правового воспитания Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать: · формирование правосознания и правовой культуры в семье; · обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; · профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; · самовоспитание; · распространение правовых знаний средствами массовой информации; · выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы; · осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами; · создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части: a. субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие); b. объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.); c. содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.); d. методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение); e. формы воспитания: · профессиональное юридическое образование; · правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.); · правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.). Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы: a. Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения. b. Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку. c. Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями. d. Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями. e.Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм. Основные способы правового воспитания: убеждение; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание. Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему. К основным причинам распространенности правового нигилизма относят: 1. исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия; 2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами; 3. правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные под законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права; 4. количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой — стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств. Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем: · ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права; · отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке; · новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право; · ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права. В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма: Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций. Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе. Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие. Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия. Юридический фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач. Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, представления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства" В современном обществе формы правового нигилизма находят свое выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения: · Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: · Массовое неисполнение и нарушение правовых норм · Распространение антиправовой психологии · Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности" · Массовое нарушение прав и свобод человека · Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов. В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Признаками современного российского правового нигилизма являются: ♦ широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, бизнесменов и др.); ♦ многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно); ♦ высокая степень агрессивности и неподконтрольности; ♦ соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог); ♦ усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.); ♦ эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления). Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления. Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов: a) юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права); b) правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.); c) перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена). К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся: · укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов); · реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов; · гарантированность прав и свобод человека; · совершенствование правовой системы; · повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности; · обеспечение в стране правопорядка; · правовое воспитание. Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей. Основными формами проявления правового идеализма являются: · нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права); · слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь; · буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом; · идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы); · неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т. д.); · увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел). К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся: ♦ особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; ♦историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху; ♦ культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод"; ♦ идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; ♦ неразвитое и деформированное правосознание; ♦ юридическое невежество; ♦ дефицит политико-правовой культуры. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются: · укрепление режима законности в стране; · гарантированность прав и свобод граждан; · уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества; · уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых, им актов; · усиление реалистичности юридический науки; · создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов; · правовое воспитание. Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.
|