Русская дворянская усадьба
В сельской же местности усадьба была центром целого экономического района с деревнями, пашнями, выпасами, лугами, лесами, реками и озерами. Формирование этого комплекса происходит во второй половине XVII-XVIII веках. И уже в начале XIX века этот комплекс предстает перед нами в своей законченности как дворянская или помещичья усадьба. Архитектурно тип русской усадьбы закрепляется в начале XVIII века. Именно тогда создаются первые образцовые проекты, предназначенные, впрочем, более к использованию во вновь строящемся Петербурге. Их авторы - А. Леблон, Д. Трезини - намечали небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед домом и регулярный сад за домом, выходивший обычно к реке. Чуть позже, с середины XVIII века вокруг Петербурга возникают загородные дворцы знати. Строились они в разное время, отразились в их планировке разные принципы, но основа планировки оставалась одной. Дворец делил обширное пространство сада на две части, террасами спускавшийся к морскому заливу: верхний регулярный и нижний ландшафтный. Так, уже с самого начала в русской усадьбе соединялись черты различные типов парков. Типичной загородной резиденцией начала XVIII века был Петергоф, 2-ой половины XVIII века - Царское Село. Потому Петергоф, все же, более регулярен, чем Царское Село. Центром типичной помещичьей усадьбы XVIII века был усадебный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял в плане букву <П>. Внутри находился парадный двор (курдонер) оформленный на <французский> манер. У самого усадебного дома устраивали два фасада - парадный и парковый. Парковый фасад выходил в обширный парк, распланированный <по-английски>. Таковы московские усадьбы графов Шереметевых (Кусково и Останкино) и князей Юсуповых (Архангельское). Часто барский дом ставился на высоком холме над речкой. Рядом стремились расположить церковь. Русские усадьбы отличает еще большая свобода и естественность чем <английские> парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Кроме того, русские усадебные парки и сады отличает особенная лиричность. Это достигается их небольшими размерами и строго выдержанной соразмерностью всех парковых построек человеку. Гроты, беседки, скамьи только подчеркивают эту соразмерность. Придает своеобразную <домашность> и совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними. Ничего не пропадало даром у домовитого русского помещика. Так из земли, полученной после рытья прудов, насыпались целые горы, называемые по тогдашней моде Сионом или Парнасом
|