Герои романа
В романе огромное количество персонажей (более 500). Героев нельзя разделить условно на «отрицательных» и «положительных». Автор предлагает другой подход:
Жизненные пути и искания героев. Героев романа нельзя разделить на «отрицательных» и «положительных». Автор предлагает другой подход: герои неизменяемые (Анатоль Курагин, Элен Курагина, князь Василий Курагин, жена князя Андрея Лиза) и изменяющиеся (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Княжна Марья Болконская). «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, простой вопрос играет важную роль в искусстве Толстого… Зло плохого и хорошего человека отличаются характерами реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признаёт, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом,»- пишет критик В. Днепров в книге «Искусство человековедения». Такой приём изображения героев в форме психологического анализа называется «диалектикой души».
Князь Андрей Болконский. В начале романа он ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания. Его кумир – Наполеон. Ради достижения цели он даже готов пожертвовать близкими: «…Отец, жена, сестра –самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно.»- думает он накануне Аустерлицкого сражения. Но получив тяжёлое ранение на поле Аустерлица, Андрей начинает понимать ничтожность мелкого тщеславия в сравнении с «тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», он уже не думает о славе Наполеона. Князь Андрей осознал великую истину –жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью. Вернувшись из французского плена, он узнаёт о смерти жены, и с этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о том пренебрежении, с которым он относился к жене, он поймёт и осознает ценность семейного счастья, радость обыденной жизни среди родных людей: отца, сестры, сына Николеньки. Князь Андрей раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе пробуждаются естественные потребности любви и добра. Большое значение для Андрея имеет и дружба с Пьером Безуховым, который в это время увлечён идеями масонства. Встреча с Наташей Ростовой, её эмоциональность, открытость, искренность, восторженное восприятие жизни дают толчок к душевному возрождению князя. У него вновь появляется желание жить для людей, нести пользу Отечеству, и Андрей знакомится со Сперанским и начинает работать над проектами государственных реформ…Поступок Наташи князь воспринимает как измену и даже не пытается с ней объясниться. Он возвращается к военной службе и едет в армию, чтобы отомстить Анатолю Курагину, но начало военных действий (вторжение армии Наполеона) отодвигает на задний план личные проблемы. В армии князь становится заботливым командиром, отказывается от предложения служить в штабе армии, теперь его не волнуют мечты о личной славе, солдаты называют его «наш князь». Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его землю. В лазарете, увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь Андрей испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям своего врага, это своего рода прощение… Будучи тяжело раненным и вновь в это время встретившись с Наташей, князь Андрей переживает страстное желание жить, он вновь ощущает свою любовь к Наташе Ростовой, но это уже другое чувство: «…он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». Но рана была неизлечима, и князь Андрей менялся, менялось его отношении к людям: «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собою для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию. Приобщение к чувству вечной любви возродило в кн. Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно.
Граф Пьер Безухов. Добродушный, доверчивый, наивный и горячий. В начале романа Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд (пирушки, кутежи и т. п.). Доверяя и полагаясь на мнение людей, Пьер оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия Курагина, который женит его на своей дочери Элен по расчёту. Позже, осознав свою ошибку, во всём случившемся Пьер будет обвинять себя. Дуэль с Долоховым заставила Пьера задуматься и понять, что он живёт по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя, подстраиваясь под чужие, порой противоречащие его собственным, взгляды. После дуэли Пьер хочет измениться, нести пользу людям, и поэтому он вступает в тайную организацию – масонство. Оно даёт ему возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного очищения мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех свойствах, всемогущее и непостижимое». Но через некоторое время он понимает, что и среди масонов царят лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…»- вот вопросы, над которыми он задумывается. Война 1812 года многое меняет в жизни Пьера. В нём рождается чувство родственной связи с каждым, в ком есть чувство патриотизма. Пьер ощущает счастье от осознания единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага с родной земли. Пьер решает для себя, что самое главное в этот момент – «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». Под влияние этих чувств к нему приходит смелое, хотя немного нелепое решение стать убийцей Наполеона. После войны 1812 года Пьер меняется. Он уже не тот наивный и доверчивый человек, которого мы видели в начале романа. Он научился разбираться в людях, стал ценить вещи, на которые в обыденной жизни человек порой не обращает внимание: ценить еду, когда её нет, воду, когда хочется пить, сон, когда ты лишён возможности уснуть и т. п. Ему стало интересно не только его собственное мнение, но и мнение других людей, он научился не навязывать свою точку зрения другим людям, поняв, что на один и тот же предмет люди могут смотреть по-разному.
Наташа Ростова.
Она очень искренний, естественный в общении с людьми человек, умеющий чувствовать состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой). В Наташе ярко видны национальные черты (её танец вовремя охоты, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы). Любовь к князю Андрею преображает Наташу. Всё её существо не может обходиться в состоянии покоя, невлюблённости. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого любовь Наташи возвращает к жизни, Андрей решает, что нельзя замыкаться только на себе. Но Наташа не выдерживает испытания разлукой. Ей необходимо любить и ощущать, что её тоже любят. Она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда же обман раскроется, Наташа будет долго переживать и болеть. Потеряв в войне 1812 года князя Андрея и младшего брата Петю, Наташа меняется, взрослеет. Возвращает её к жизни любовь Пьера. Это чувство помогает ей разобраться в самой себе и понять своё предназначение. Став женой и матерью, Наташа всю себя посвящает Пьеру и детям, полностью растворяясь в семейных делах и интересах мужа. На примере своей героини Толстой раскрывает одну из своих заветных идей: любовь действительная ведёт к истине, а чувственная страсть, принятая за любовь, ведёт к неправде.
|