Либеральное движение в России конца 30-50-х гг. XIX в. Западники и славянофилы
Восстание декабристов катализатор организации разл. рода кружков и тайных обществ. В 20-30-е годы XIX столетия ядро этих организаций - главным образом студенты Моск. Ун-та: Кружок братьев Критских, (1827) разделял прогр. декабристов; кружок Н. П. Сунгурова (1830-1831) -за революц. переворот; кружки В.Г.Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831-1834), Н. В. Станкевича (1833- 1837) изуч. теор. утопич. соц-ма, западноевроп. философию. На рубеже 30- 40-х гг XIX в. центр. общ.-полит. жизни -журналы и газеты. В моск. журнале «Телескоп» в 1836 г. – опубликов. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева (в молод. входил в декаб. «Союз благоденствия», друг. А. С. Пушкина). Чаадаев писал, что Россия – символ застоя, результат аскетического православия, результат обособленности от Европы, которая видилась ему воплощением прогресса, результат деятельности волевых, активных людей. Он крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. «Прошлое ее бесполезно, настоящее — тщетно, а будущего никакого у нее нет», — писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а П. Я. Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим. Изложение взглядов П. Я. Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений — славянофильства и западничества. Славянофилы – крупнейшее оппозиционне течение рус. общ мысли. 2 периода: раннее славянофильство – до реформы 1861г. и позднее (пореформенное) славянофильство, примерно до сер. 70-х XIXв. В 1839г. – Хомяков и Кириевский выступили со статьями: первый – «О старом и новом», второй – «в ответ Хомякову» – с основными полож. славянофильск. идеологии. Окончательно славянофильство сложилось в 1845г. – вышли три славянофильские книги журнала «Москвитянин» (ред. М.П. Погодин). Отстаивали самобытность исторического развит. России, кот., заключалась: 1)в сущ-ии общины; 2) огромной нравств. роли православной церкви. 3) против креп. права, бюрократизма, 4) за примен. наемного труда в с/х и пром-ти, 5) свободу выражения общ. мнения. 6) хотели возрод. гос-ный ин-т Моск. Руси — Земский собор. Формула их взглядов:: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». 7) идеализировали допетр. Русь, отриц. оценивали реф-мы Петра I, полагая, что они наруш. самобытн. ход развития русского общества. 8) были сторонниками монархии. Славяноф. оставили богатое наследие в области философии, литературы, истории, богословия. В славяноф. круж вошли представ. зажиточных двор. семей: А. С. Хомяков, И. В. и П.В. Киреевские, братья Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин. Западники – либеральное течение. Течение возникло в кон. 30-х – нач. 40-х гг. Зпадники – представители дворянской и разночинной интеллегенции. Многие – проф. Моск. ун-та. Защищ. Европ. путь развития. Идеал их Петр I и его реформы. 1)по полит устр-ву гос. устройства они склон. к конституц. монархии, образец для России - парлам. Англия и Франция. 2) отриц. относ. к креп. праву 3) за преобраз. во всех сферах общ. жизни. 4) России необходимо догнать Европу путем проведения реформ, провод. сверху (констит. монархия). Радикальные западники считали, что необходимо догнать буржуазную Европу и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю. Наиболее деятельным средством для этого видели не реформамы, а революцию. Представители: либеральные зап: Т. Н. Грановский, Куррявцев П.Н., Корш Е.Ф., Анненков П.В., Боткин В.П., позднее - С. М. Соловьев, М.Н. Катков, К. Д. Кавелин; радикальные зап: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Споры между ними - о прошлом и будущем России. По мысли Н. А. Бердяева, смысл полемики: «Россия – это Запад или Восток, принять путь Петра или допетровской Руси». Их не след. противоп-ть: «Да, мы западники. были противниками славянофилов-писал А. И. Герцен, но общей у нас была одна любовь - к России,но не одинаковая... Мы смотрели в разные стороны, а сердце билось одно».
|