Педагогические взгляды К.Д. УшинскогоЧеловек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 1868-1869. 3 принципа воспитания 1.Народность 2. Духовность 3. Научность 4 Обучение и воспитание – единый процесс 5 Урок должен обеспечить единство обучения, образования и развития. 6 Типология уроков, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными.
Ушинский - основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Он во взглядах на общественное развитие прошел путь от объективного идеализма (“дух” есть единственный двигатель истории) к признанию человека как движущей силы социальной революции. Провозгласив такой антропологический принцип (“все общественные явления выходят из частных психических явлений”), Ушинский, по сути, был близок французскому Просвещению, выводившему из природы человека все важнейшие социальные явления. Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. При этом Ушинский поднялся над односторонностью славянофильства и западничества. Он полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой. В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности, обучения родному языку. Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, “чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями”. Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности: “Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек”. В 1860-х гг. на арену педагогической жизни России выдвинулась группа методистов, которая внесла большой вклад в реформирование процесса обучения в школе (Н,Ф,Бунаков, Н.А.Корф, И.И.Паульсен, В.Я.Стоюнин, В.И.Водовозов,, О.Ф.Миллер и др.). В целом они руководствовались указаниями А.Дистервега, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова.
|