Студопедия — Вопрос 39. Взаимодействие политики и религии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 39. Взаимодействие политики и религии






 

Традиционные формы переплетения политики и религии, выявившиеся в истории России, основные направления их взаимодействия сводятся к следующему:

1. Воздействие религии на политику неизменно ощущается прежде всего в том, что религия как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

Разумеется, воздействие это тем сильнее, чем глубже вера приверженцев данной религии, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни.

Это наблюдалось на протяжении всей истории, особенно наглядно при бурных социальных и национальных выступлениях. То же имеет место и сегодня.

2. Среди элементов религиозного комплекса, оказывающих воздействие на политику, особое место принадлежит конфессиональной организации, деятельности самих священнослужителей. В зависимости от особенностей данной религии это воздействие бывает открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). Чаще, однако, особенно в регионах с развитыми светскими традициями, руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела.

На деле же, как правило, определенную политику осуществляют не только собственно религиозные учреждения, но и примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.

Формы осуществления политики во многом определяются организационными и догматическими особенностями конфессиональных объединений России. Так, по протестантскому вероучению важнейшим условием спасения души является индивидуальная вера в Иисуса Христа, что ослабляет роль духовенст-ва как особого посредника между Богом и человеком, тем самым ослабляется общественный авторитет духовенства, а стало быть его политические возможности.

3. Взаимодействие политики и религии осуществляется и путем использования религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, но в первую очередь, стоящими у власти.

При этом применяются различные средства:

* предоставление материальных привилегий,

* определенное давление со стороны власть имущих,

* апелляция к общим интересам.

Эта форма переплетения политики и религии имеет в России давнюю традицию, проявлявшуюся и при царизме, и при советской власти.

Следуют ей и современные российские политики. Политические и государственные деятели стремятся получить (и нередко получают) благословение многих своих социально-политических начинаний, обращаются к религии в демонстративных, показных целях, добиваясь подобным образом повышения своего авторитета.

Националистические экстремистские группировки в Центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии нередко прибегают к религии, усугубляя тем самым межнациональную и межконфессиональную напряженность.

Используется авторитет религии и при военных столкновениях.

Сепаратисты в Чечне и Дагестане в целях легитимизации и освящения своих действий постоянно взывают к Аллаху, ратуя «за возврат к исламскому обществу в соответствии с учением Корана», введение законов шариата.

Современная российская политическая оппозиция также стремится опираться на общественно-политический авторитет церкви, открыто провозгласив курс на стратегическое сотрудничество с ней. В Манифесте, принятом в ноябре 1998 г. II съездом Народно-патриотического союза России, сказано: «Возрождающаяся Церковь станет в нашем растерзанном смутой обществе одним из главных гарантов национального единства, защитником народных святынь и традиций, хранителем и проповедником вечных ценностей православной духовности и христианского патриотизма…»

4. Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда в силу конкретных обстоятельств сами верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собст-венных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. При этом используется та же система аргументации, но уже в социальных и политических целях, определяемых политическими установками участников данного движения, задачами, которые они стремятся решить.

Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись широкие народные (социальные и национально-освободительные) движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих ее регионах.

В современной России обращение значительных слоев населения к религии обусловлено — среди прочих причин — недоверием (в обстановке ухудшения экономического и экологического положения, политической нестабильности, духовного, нравственного кризиса, распространения коррупции, порнографии, межэтнической напряженности и т.д.) к проводимой властями политике, к заявлениям государственных деятелей.

 

Вопрос 40. Классические концепции политической элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс)

 

Макевиалистская школа (Г.Моска (М), В.Парето). Любому обществу присуща элитарность. М является одним из ученых, кот. пытались объяснить причины разделения властей. Его основные работы:1884 – «Теория управления и парламентское правление. Историческое и социологическое исследование», 1896 – «Основы политической науки». М считал, что во всех гос-вах есть два класса людей: класс правящий («политический класс», ПК), кот. берет на себя гос. функции, обладает монополией власти и является малочисленным, и управляемый класс, кот. контролируется первым в законной, произвольной или насильственной формах. Реальная власть всегда в руках ПК, меньшинство является более организованным: оно сформировано так, что его индивиды отличаются от масс управляемых качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство. На ранних стадиях развития, качеством, которое удерживает людей на вершине власти, была воинская доблесть, в современном же обществе больше почитается богатство. Также могут играть роль происхождение, место в церковной иерархии, искусство управления и личные свойства индивидов. Правящий класс обладает почти исключительным правом на собственность и землю. Все правящие классы стремятся стать наследственными («сила инерции»), то есть богатство и воинская доблесть поддерж. моральными традициями, воспитанием, привычками. Процесс закрепления и обновления ПК может происходить 2 способами: передачей власти сверху вниз (авторитарный) и снизу вверх (либеральный). Устойчивость в обществе относительна: 1) возможна смена ПК изнутри, 2) талантливые люди из массы завоевывают себе место в ПК, 3) благодаря отношениям с иноземцами возможно проникновение различных идей (так же как и при революциях). Для устойчивого сущ. ПК гос-ву надо усовершенствовать те качества, которые привели его к власти, и проповедовать консерватизм. Пришедший к власти ПК пытается придать ей законность, т.е. создает моральную и юридическую базу, на которую в обществе опирается государство ПК. Совокупность средств и методов, с помощью которых ПК манипулирует сознанием людей, М называет «политической формулой» В каждом общве можно проследить демократ. и аристократ. тенденции. Подобно Парето, М считает, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность, которая является основой общества. Всякая элита имеет тенденцию к превращению в закрытую, чтобы избежать этого, необходимо наличие свободных дискуссий, которые вынуждают ПК в необходимой степени обновляться. Постоянный обмен между старыми и новыми ПК - залог здоровья общества.

Парето (П) больше, чем Моска использует понятие элиты (Э), он также вводит понятие «политической элиты» (ПЭ). История - это кладбище элит. Как и Моска, он утверждает, что Э образуются в разных сферах общества. Существ. элемент социальной системы составляет неоднородн. по составу, которая определяется изначальным неравенством индивидов. Тем, кто имеет высший показатель своей области деятельности, мы даем название Э. Э - это избранная часть населения, остальная его часть лишь «приспосабливается к полученным от нее стимулам». Сама Э подраздел. на 2 части: одна прямо или косв. принимает участие в управлении обществом («правящая Э»), а другая не участвует в управлении и вращается в художественных или научных сферах («неуправляющая Э»). Представители не-элиты могут подниматься вверх и пополнять ряды ПЭ, члены которой, в свою очередь, могут деградировать и опускаться в массы. Происходит циркуляция, или круговорот элит (КЭ) - процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, который представляется П в виде пирамиды с Э на ее вершине. Продвижение людей наверх обусловлено комбинацией различных черт и способно-стей:1) инстинкт комбинации, 2) стремление к постоянству агрегатов, 3) потребность в демонстрации собственных чувств, 4) инстинкт общительности, 5) инстинкт целостности индивида, 6) инстинкт сексуальности. Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, в то время как массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков, и этим оправдывается разделение общества на 2 части. П указывает на 2 главных качества управляющих: умение убеждать и умение применять силу там, где это необходимо. Эти способности являются взаимоисключающими, и именно это П считает причиной взлетов и падений правящих классов. Механизмом обновления Э в мирное время, явл. социальная мобильность. Чем более открыт правящий класс, тем он крепче, тем более он способен сохранить свое господство. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Если циркуляция элит происходит чересчур медленно, наступает эпоха революции, смысл которой сост. в обновлении состава ПЭ. Циклы подъема и упадка, возвышения и падения Э является необходимым и неизбежным. Чередования, колебания, смена Э являются законами существования человеческого общества. Каждой Э соответствует определенный стиль правления. Инстинкт комбинации обуславливает использование убеждения и обмана, использование введения масс в заблуждение. Такие правители наз. «лисами». Инстинкт постоянства агрегатов обуславливает противоположные кач-ва правителей: они агрессивны, авторитарны, склонны к применению насилия - это «львы», фабрикуют идеалы, светские и религиозные, и их цели простираются далеко вперед. Идеал - смешение «львов» и «лис».

Р. Михельс (М) (1876-1936), настаивая на огромном значении организации, отмечая, что она необходима для преодоления дезорганизации сил, с другой стороны утверждая, что всякая организация (гос-во, профсоюзы или политическая партия) ведет к возникновению олигархии и подрыву демократии. «Железный закон олигархии»(ЖЗО). Суть закона: в любой организации неизбежно устанавливается господство руководящей верхушки, власть немногих избранных. «Кто говорит организация, тот говорит олигархия». По началу по отношению к своим вождям масса членов партии является всесильной. В последующем, в связи с усложнением задач и требованием обширных специальных знаний и ораторского таланта, считается более неприемлемым передоверять делегирование, для эффективного использования которого необходимы личные задатки. Это ведет к тому, что создается каста проф. политиков. Для тех, кто собирается стать проф. политиками, вводятся особые льготы, распространяющиеся на всю семью. Демократия обычно развивается в олигархию по следующим причинам: 1) техническим; напр., большая организация делает невозможным участие всех членов в решении конкретных вопросов. 2) психологическим; апатия масс, их потребность в руководстве имеет в качестве своего дополнения естественную алчность власти у лидеров. По мнению М, демократия представляет собой наихудший порядок. Марксистская теория, по М, отождествляет гос-во с господствующим классом, но даже новое бесклассовое общество нуждается в Э, т.к. для управления необходим широкий слой чиновников. Управление гигантским капиталом дает столько же власти, что и при обладании собственным. Здесь возникает опасность того, что властвующий захочет передать часть этих средств по наследству. Так возникает диктатура, которая по существу не отличается от диктатуры группы олигархов. Понятие диктатуры противоположно понятию демократии. Так социальная революция превращается в демагогическую олигархию, выступающую под покровом равенства. Т.о. М доказывает, что существование д емократии в принципе невозможно и «ЖЗО» - закономерность развития любой организации.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 642. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия