Другой проблемой, вырастающей из прочной связи между оператором и субъектом, является психологическая зависимость. Вы пользуетесь гипнозом для того, чтобы помочь человеку раскрепоститься и стать более независимым, чем раньше, однако время от времени клиент предпочитает опираться на плечо сильного, уверенного, всезнающего оператора. Когда это происходит, вы должны как можно скорее отделаться от зависимости — ради вашего блага и пользы для клиента.
Вот один случай из моей практики. Мисс X. работала фотомоделью и боялась практически всего на свете. В прошлом она была любовницей местного гангстера, убитого через несколько минут после того, как она вышла из его дома. Поэтому она боялась и за свою жизнь. В детстве и юности родители безраздельно властвовали над нею, не позволяя ей принимать даже самые простые решения. Родители говорили ей, что она должна делать. Ее рекламный агент говорил, что она должна делать. Ее бывший любовник говорил, что она должна делать. Она никогда не жила самостоятельно.
Потом она пришла ко мне и с помощью гипноза научилась быть свободной. Она обрела свободу для новой жизни, свободу принимать собственные решения. Для нее это было поразительным откровением, и она хотела, чтобы так продолжалось и дальше. После завершения шести сеансов она названивала в мой офис днем и ночью. Первые несколько раз я отнесся к этому с пониманием, но потом вежливо попросил ее больше не звонить. Через две недели тщетных попыток я холодно сказал, чтобы она больше никогда не звонила мне; если это случится снова, я сразу же повешу трубку. Разумеется, она плакала, но быстро восстановила душевное равновесие и зажила нормальной жизнью. Иногда вам приходится занимать твердую позицию по отношению к клиенту, ради его же блага. Вот еще одно правило: никогда не позволяйте клиенту доминировать над вами или говорить вам, что следует делать.
Незапланированные реакции
Не позволяйте незапланированным реакциям уводить вас в сторону от работы. Однажды я имел дело с женщиной, которая впервые обратилась к гипнотизеру. В начале процедуры я сказал: «Теперь ваши руки стали похожи на два бревна. Они жесткие и онемевшие, вы не можете пошевелить ими». К моему удивлению, женщина заулыбалась и начала хихикать. Ее глаза остались закрытыми, но она хихикала около минуты. Мне было интересно, почему это происходит, но, чтобы не прерывать сеанс, я продолжал произносить монотонные фразы, погружая ее в более расслабленное состояние. По окончании сеанса она объяснила, что. когда я заговорил о ее тяжелых и неподвижных руках, ей захотелось энергично помахать руками у меня перед носом и воскликнуть: «Смотрите, у вас ничего не вышло!» Но она не смогла поднять руки. Ей показалось нелепым, что она осознает происходящее и свободно сидит в кресле, однако не может пошевелить руками просто потому, что я так сказал. Этим и объяснялось ее хихиканье.