Генезис философского знания. Мифология и философия
Подходы понимания: 1) религ.:фил-я связывает смысл жизни с Богом, видя цель и оправдание земной жизни в потустороннем мире, в «вечной жизни» после смерти. Ж. -это достойное подготов-е к вечности. Земная жизнь дана чел в качестве испытания, выдержишь-будешь бессмертен.=>цель-спасение бессмертной души. 2) светский: либо личность подчинена общ-ву,а смысл ж. чел вывод-ся из общего истор. смысла сущ. общ-ва(Платон, Гегегль, Маркс);либо (экзистенц. школа и персонализм)-они настаивают на первичности индивид. бытия и ищут смысл ж в ней самой. 3)только мы сами сознат. или стихийно, намеренно или невольно посред-вом нашего бытия придаем ей смысл и тем самым выбираем чел. сущ-ть. Смысл жизни – это выбор каждого отд. чел-ка. Это самост. осознанный выбор тех ценностей, кот. (по Э.Фромму) ориент-т человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использ-е всех челов. потенций). Смысл жизни чел. – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с др., жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем больше она оказывает влияние на окр. ее людей, социокультурную среду. Чел. сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Это зависит от историч. условий бытия и от возрастных особ-тей. Смысл жизни можно рассм-ть в 3х временных измерениях: прошлое (ретроспекция), наст. (актуализация) и буд. (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в общ-ве мн. условий, среди кот. является наличие демокр. свобод, гуманных целей и соотв. им средств. Концепции. ГЕДОНИЗМ: Жить – значит наслаждаться. ЭВДЕМОНИЗМ: Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека. АСКЕТИЗМ: Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов. УТИЛИТАРИЗМ: Жить – значит из всего извлекать пользу. ЭТИКА ДОЛГА: Жизнь – это самопожертв-е, во имя служения идеалу. ПРАГМАТИЗМ: цель жизни оправдывает любые ср-ва ее достижения. Конечность чел. бытия – естеств. закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если чел. живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. Реальное бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает соц., духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.
Генезис философского знания. Мифология и философия. Философия - наука о наиболее общих законах природы, общества, познаний; это мышление на уровне всеобщих понятий; целостный, системный способ освоения мира в целом и чел-ка в нём. Зарождение фил. мысли началось в сер. 1ого тыс. до н. э. Рождение было длит. процессом перехода от мифолог. мировосприятия к мировоз-ю, опир.на знание. Исходной для человеч.общ-ва системой общих знаний о мире была мифология. Мифология – cп. понимания и освоения природ. и соц.действ-ти на ранних стадиях обществ. развития. Для мифолог.сознания характ.: нерасчлен-ть мышления, очеловеч. природы, одушевление космоса, разгранич-е раннего героич.прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характер. чувств.-образными представлениями об окруж.мире. Миф вкл. совокупность сведений, преданий, табу, норм, обрядов, в кот.делались попытки дать ответ на происхождение чел-ка и его рода. Миф регулировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и чел-ком, природой и общ-вом. Самые 1ые представления о мире сущ.как мироощущение, формир.мифом. Эмпирич.знания, обобщения многолет.наблюдений, образ.мифом, назыв. «предфилософией», т.е.предпосылкой, основанием для фил.как развитого теорет.знания и мировоз., основан.на этом знании. По мере соверш.мышления происходит рационализация мифа. Культ.-истор. предпосылками зарождения фил. были: общ. разделение труда; развитие городов, ремесла, колонизация земель, мореплавания. Приобретение круп. городами опред. эконом. независимости. Мифол.мировоз.не позволяло получить эффектив. конкрет. знания=>потребность иной мировоз. установки(для неё хар.: стремление познать сущность самих вещей, их причину и взаимосвязь, уверенность и обоснование того, что чел-к способен в силу собств. качеств познать мир). Единство ф. и мифа в том, что: оба эти вида знания явл. рез-том чел. опыта, это формы абстракции; представл. собой истор. формы объяс-я бытия, миф объяс.чувств., а ф. логически-рационально. Различие: миф апологичен (защищает), а ф. аналитична, критична; миф – коллект.твор-во, ф. – рез-т индивид. твор-ва; миф основан на худ.переживании мира; миф объясняет все.
|