Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Идеализм как направление в истории философской мысли




Идеализм ‒ термин для обозначения широкого спектра философских течений, которые творческую роль в мире отводят исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию.

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному.

Основные формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в истории философии, возникли в древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии (конец XVIII в. ‒ 1-я половина XIX в.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма ‒ идеалистическую диалектику. Во второй половине XIX в. доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими идеалистическими течениями являются неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм.

Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.

Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Для первого характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало:

· как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм);

· как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология);

· как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм);

· как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм);

· как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

Исторический прообраз объективного идеализма можно усмотреть уже в религиозно-художественных построениях древнеиндийских священных книг ‒ упанишад, где материальный мир рассматривается как майя – иллюзия, за которой скрывается истинная реальность Божественного Первоначала ‒ Брахмана. В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в Новое Время крупнейшие мыслители ‒ Лейбниц, Шеллинг, Гегель.

Субъективные идеалисты отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в котором живет и действует субъект, субъективный идеализм считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Проведенный последовательно субъективный идеализм приводит к солипсизму – признанию того, что в мире существует лишь один единственный познающий субъект.

Представители классической формы субъективного идеализма ‒ Джордж Беркли, Иоганн Фихте, Давид Юм, ряд его идей развивал Кант. У сторонников современного субъективного идеализма характерны попытки найти какие-то критерии выделения «общезначимых истин». На этом пути нередко стирается ранее отчетливая грань между объективным и субъективным идеализмом.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 613. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия