Система и метод в философии Г.В. Гегеля
Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831 гг.) создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Основная заслуга Гегеля - им были выдвинуты и подробно разработаны: · теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух); · диалектика как всеобщий философский метод. В философии Гегеля диалектика является одновременно и системой, и методом · Построил свою фил-ю на критике Канта. · Противник и агностицизма и априоризма. Г утверждал, что есть абсолют истина, что она познаваема. · Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Система является идеалистической: мир представлен в развитии, но это развитие – развитие Абсолютной Идеи (Бога), а материальный (природный) мир есть лишь этап развития Абсолютной Идеи и не способен к саморазвитию. Сущее в своей основе есть, таким образом, мысль: все действительное разумно, а всё разумное – действительно. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: 1. Единства и борьбы противоположностей. Основной, т.к. он обнаруживает источник развития, им является борьба противоположных сторон моментов в любом объекте, явлении. Это взаимодействие и состав-т сущность любого изучаемого объекта, поэтому должно изучать формы этого взаимодействия. 2. Взаимного перехода количеств и качеств изменений показывает механизм развития: в любом объекте происходит количественные изменения, и когда они превышают некую меру, то меняется качество данного предмета, те он становится чем-то иным 3. Отрицания показывают направление любого развития и заключаются в том, что любая ступень является результатом отрицания предыдущего и в свою очередь отрицает последующее, но при это черты предыдущего в снятом виде содержащихся в последующем. То в развитии необходимо фиксировать не только инновации, но и преемственность Диалектика является у Гегеля одновременно и методом мышления. Диалектический метод предполагает отказ от абсолютного противопоставления понятий, рассмотрение истины как процесса. Постижение истины – длительный процесс, предполагающий развитие субъекта познания: истина в минимальной степени доступна ребенку, в большей степени – взрослому, в максимальной степени – философу. В принципе, диалектический метод допускает бесконечность познания. Однако идеалистическая система Г. Гегеля является замкнутой. Это противоречие между системой и методом в гегелевской философии осталось непреодолённым.
|