Характеристики объектно-ориентированного подхода к разработке ПО
Объектно-ориентированный подход (ООП) - стратегия разработки, в рамках которой разработчики системы вместо операций и функций мыслят объектами [5.4, 5.5]. Объект - это предмет внешнего мира, некоторая сущность, пребывающая в различных состояниях и имеющая множество операций. Операции задают сервисы, предоставляемые объектам для выполнения определенных вычислений, а состояние - это набор атрибутов объекта, поведение которых изменяет это состояние. Объекты группируются в класс, который служит шаблоном для включения описания всех атрибутов и операций, связанных с объектами данного класса. Программная система содержит взаимодействующие объекты, имеющие собственное локальное состояние и набор операций для определения состояний других объектов. Объекты скрывают информацию о представлении состояний и ограничивают к ним доступ. Под процессом в ООП понимается проектирование классов объектов и взаимоотношений между ними Сущность объектно-ориентированного подхода Модульность - это свойство системы, связанное с возможностью ее декомпозиции на ряд внутренне связных, но слабо связанных между собой модулей. Инкапсуляция и модульность создают барьеры между абстракциями. Иерархия - это ранжированная или упорядоченная система абстракций, расположение их по уровням. Основными видами иерархических структур применительно к сложным системам являются структура классов (иерархия по номенклатуре) и структура объектов (иерархия по составу). Примерами иерархии классов являются простое и множественное наследование (один класс использует структурную или функциональную часть соответственно одного или нескольких других классов), а иерархии объектов - агрегация. Типизация - это ограничение, накладываемое на класс объектов и препятствующее взаимозаменяемости различных классов (или сильно сужающее ее возможность). Типизация позволяет защититься от использования объектов одного класса вместо другого или по крайней мере управлять таким использованием. Параллелизм - свойство объектов находиться в активном или пассивном состоянии и различать активные и пассивные объекты между собой. Устойчивость - свойство объекта существовать во времени (вне зависимости от процесса, породившего данный объект) и/или в пространстве (при перемещении объекта из адресного пространства, в котором он был создан). Объектно-ориентированная система изначально строится с учетом ее эволюции. Наследование и полиморфизм обеспечивают возможность определения новой функциональности классов с помощью создания производных классов - потомков базовых классов. Потомки наследуют характеристики родительских классов без изменения их первоначального описания и добавляют при необходимости собственные структуры данных и методы. Определение производных классов, при котором задаются только различия или уточнения, в огромной степени экономит время и усилия при производстве и использовании спецификаций и программного кода. Важным качеством объектного подхода является согласованность моделей деятельности организации и моделей проектируемой системы от стадии формирования требований до стадии реализации. Требование согласованности моделей выполняется благодаря возможности применения абстрагирования, модульности, полиморфизма на всех стадиях разработки. Модели ранних стадий могут быть непосредственно подвергнуты сравнению с моделями реализации. По объектным моделям может быть прослежено отображение реальных сущностей моделируемой предметной области (организации) в объекты и классы информационной системы. 3. Модели UML описания программных систем. Диаграмма классов и объектов. С целью выявления особенностей использования конечных автоматов UML в реальных промышленных проектах было проведено статистическое исследование набора моделей. Все рассмотренные модели описывают поведение системы с использованием конечных автоматов, по которым можно сгенерировать исполняемый код. Конечные автоматы UML могут описывать поведение следующих элементов исполняемых моделей: активный класс (active class); операция (operation); составное состояние (composite state). В зависимости от своего происхождения, все исследованные модели UML можно разделить на два класса: модели, изначально спроектированные на языке UML (например, в таких программных системах, как Rational Rose, Telelogic Tau G2, I-Logix Rhapsody, Borland Together); модели, изначально спроектированные на языке SDL (например, в таких программных системах, как Telelogic SDL Suite, Verilog ObjectGeode) и трансформированные в UML вручную или при помощи специальных утилит (например, Telelogic Tau G2 - Import SDL). Исполняемые UML-модели второго класса в основном описывают различного рода коммуникационные системы (то есть такие классы систем, для моделирования которых предназначен язык SDL). Исполняемые модели первого класса в связи с универсальностью языка UML описывают гораздо более широкий спектр систем.
|