Виды архитектурной композиции
В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов. Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2]. Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2]. Объёмная композиция Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2]. Пространственная композиция Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2]. Глубинно-пространственная композиция Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2]. Объёмно-пространственная композиция Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2]. Фронтальная композиция Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[
63 анфиладная композиция внутренних пространств Анфиладная схема характерна последовательным расположением проходных помещений – ячеек, что делает ее экономичной, поскольку сокращает подсобные площади и специальные проходы. Однако применение такой схемы ограничено из-за неудобств самих проходных помещений для многих технологий, где требуется изоляция помещений. По анфиладной планировке проектируются выставочные залы, музеи и другие гражданские объекты. Из сельскохозяйственных зданий по такой схеме компонуются производственные цехи некоторых заводов по обработке сельскохозяйственной продукции (семян, трав), логовищные помещения в овчарнях, теплицы и др. Характерные планировочные решения (ОПР)зданий: а – анфиладная схема, б – коридорная (галерейная), в – секционная; г – зальная; д – смешанная схема Объемно-планировочные структуры зданий 1—анфиладные; 2—с горизонтальными коммуникациями; 3—секционная; 4—зальная; 5— атриумная; 6— комбинированная; а—анфиладная линейная; б—то же, центрическая; в— галерейная; г— коридорная; д— коридорно-кольцевая; е—двухкоридорная.
64композиция зданийкоридорной планировочной структуры Планировочные схемы зданий: а-коридорная и галерейная, б - анфиладная, в-центрическая, г-зальная, д-секционная Коридорная схема планировки характеризуется расположением помещений с двух сторон коридора. При одностороннем расположении помещений планировка называется галерейной. Через коридор или галерею осуществляется связь между помещениями (рис. 1.3, а). Коридорная схема широко применяется в различных гражданских зданиях: общежитиях, гостиницах, интернатах, административных, учебных, лечебно-профилактических и др. Анфиладная схема предусматривает непосредственную связь смежных помещений, расположенных последовательно, одно за другим (рис. 1.3,6). Анфиладная схема, прежде распространенная в жилых, дворцовых и культовых постройках, имеет ограниченное применение: музеи и выставки, торговые здания. <a href='http://vayaz.ru/news/2010-06-04-744'>© VaYaz.ru</a> Архитектурно-планировочная схема взаимного расположения помещений с одной или двух сторон коридора.
66.архитектоника зданий выполненных в кирпиче(КАМЕНЬ)
тиц старица 94
67. Золотое сечение Если разделить любой отрезок на две части так, чтобы отношение большей части отрезка к целому было равно отношению меньшей части к большей, получим сечение, которое называют золотым.
тиц страница 161 применение в архитектуре
|