СООТНОШЕНИЕ РЕГУЛЯТИВОВ СО ЗНАНИЯМИ И ЦЕННОСТЯМИ
Регулятивы представляют собою особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами, о которых речь шла выше — знаниями и ценностями. В отличие от знаний регулятивы относятся не к объектам, с которыми человек оперирует, а к операциям, которые он осуществляет над объектами. Конечно, эти операции сами тоже могут стать объектами познания, и тогда строится знание также и о способах осуществления операций, т. е. о регулятивах. Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть эксплицированный в вербальной форме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив — не одно и то же. Различие между ними нетрудно понять, если, во-первых, обратить внимание на то, что человек способен действовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их. Например, ездить на велосипеде и при том не знать, какими способами удерживается равновесие при езде и не уметь сформулировать никаких правил, описывающих действительно используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Правда, в подобных случаях иногда думают: «Я знаю, как это делается, но не могу сказать, что именно я знаю. Но на самом деле здесь знанием называют умение. Употребление слова «знание» в этом смысле вполне законно с точки зрения языковедения и допускается словарями русского языка. Однако нельзя не заметить, что в данном случае речь идет о «знании» весьма специфическом — неосознаваемом, или как его еще именуют, неявном, латентном. Особенность его заключается в том, что оно «вплетено» в деятельность и отдельно от нее, т. е. в форме знания как такового, знания «самого по себе», не существует. Во-вторых, знание о регулятивах часто бывает недостаточно точным, не вполне адекватно отражающим их. Поэтому даже отличное знание текста инструкций и методических руководств обычно еще не означает, что человек способен на деле выполнять регулятивы, которые в них описаны. Студент-медик может знать назубок правила диагностики, но без соответствующей тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонкостей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гимнастическую комбинацию, но вместе с тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств; а спортсмен-гимнаст может уметь совершать комбинацию, т. е. практически владеть способами ее осуществления, подчинять свои движения определенным регулятивам, не будучи при том способа рассказать, как это он делает, т. е. какими регулятивами руководствуется. (Конечно, может быть и так, что одно и то же лицо совмещает в себе качества, и тренера и спортсмена.) Люди познают и эксплицируют содержащиеся в культуре регулятивы. Это, в частности, составляет одну из задач культурологии и других общественных наук. Однако осознанные и эксплицированные в вербальных формулировках регулятивы далеко не исчерпывают всего множества регулятивов, имеющихся в культурном пространстве. Многие из них не осознаются, но тем не менее на практике регулируют поведение людей. Рассмотрим теперь соотношение регулятивов с ценностями и идеалами Оно определяется тем, что ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена деятельность человека, а регулятивы — как средства организации этой деятельности. Следовательно, ценности и идеилы тоже являются регуляторами человеческого поведения, но они представляют собою то, что его стимулирует, а регулятивы — то, как оно должно строиться. Однако человек может рассматривать в качестве ценностей и сами и регулятивы — правила, принципы, способы поведения. Для медиков, приносящих «клятву Гиппократа», принцип «не навреди» (не принеси вреда боя ному) становится не просто регулятивом, не просто нормой их професеиональной деятельности, но также и ценностью, символом врачебной этики. Верующие относятся как к величайшей ценности к ритуалам, установленным их религией, — проведению богослужений, поклонению церковным святыням, выполнению обряд и т. д. Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, на самосожжение, не желая отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других ритуальных действий, которые они считали нормами «истинного» православия. Известно, какую силу в кругах родовой аристократии имели идеалы дворянской и офицерской чести; однако преклонение перед этими идеалами было сопряжено и с превращением в идеалы принципов поведения, достойного дворянина и офицера. Вместе с тем регулятивы поведения, принятые в какой-либо культуре или субкультуре, но осуждаемые другой культурой, могут стать в последней антиценносями, вызывающими презрение, ненависть и отвращение. Так относится современный цивилизованный человек к первобытному каннибализму, приемам борьбы с еретиками, применявшимися средневековыми инквизиторами, массовому уничтожению фашистами узников концлагерей в газовых камерах. Антиценностями для нормальных людей являются и нормы поведения, насаждаемые в уголовном мире, в условиях армейской «дедовщины», в среде бюрократов-взяточников. Таким образом, ценности способны как бы бросать «ценностный отблеск» на регулятивы действий, которые предпринимаются человеком в отношении этих ценностей. Чем выше в иерархии ценностных ориентаций личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать ценности и на регулятивы нацеленного на нее поведения. Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере распространяется на регулятивы поведения, направленного на высшие, финальные ценности. Такие регулятивы, как и сама финальная ценность, становятся сам юценными. Примером тому могут служить принципы нравственности. Личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.
|