Генезис и особенности русской философии XI-XVIII вв
Отечественная философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X века). Первый («ранний») период в ее развитии пришелся на XI - XVII вв. (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия. Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях, как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в «Повести временных лет» были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству. В XIV-XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергей Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они способствовали развитию религиозно - философских представлений о человеке, укреплении русской духовной культуры и национального самосознания. В это же историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосий Косой и д.р.) критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственною распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью. В XIV-XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключалась на осмысление социально-политической и историко-философской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания - в религии, литературе и устном народно творчестве, также в философии. Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной философской мысли - историко-философской, религиозной и нравственной. В последующем эти тенденции дополнились новым содержание, это обогатило национальную философию. Хотя в XII-XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учебных заведениях (Киево-Могилянская академия и д.р.) и это помогало ей расширять пространство своего бытия в культуре общества. XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил «окно» в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время был учрежден Московский Университет, а в нем основан философский факультет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшие влияние на нее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше утверждался европейский тип мышления рациональный по своей сути. Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов - ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета. В философском осмыслении окружающей природы Ломоносова придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и д.р.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил. Творчество В.М. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии естествознания. Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н. Радищев, - писатель, философ и просветитель. В своих философских взглядах Радищев придерживался в основном материалистического мировоззрения. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождает в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни («соучастие» в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дельности сыграла рука как орудие труда. Что касается души то после смерти тела возрождается в других телах, и это делает человеческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной; движущей силой общества является человеческий разум различных явлениях -- наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности. Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в духовной культуре российского общества. Это столетие дало имя и первого русского профессора философии -- им стал Николай Поповский, ректор гимназии при Московском университете.
|