Стать деятельными
Очень трудно просто сидеть и стараться не делать что-либо конкретное или даже пе думать об этом. Гораздо легче заняться какой-нибудь деятельностью и делать что-либо другое вместо того, чего мы стараемся избежать. Именно так обстоит дело с выпивкой. Просто-напросто попытаться воздержаться от рюмки (или не думать о ней) явно недостаточно. Чем больше мы стараемся не думать об этой рюмке, тем больше, конечно же, она занимает наше воображение. В этом нет ничего хорошего. Лучше заняться чем-нибудь, хоть самым пустяковым делом, которое займет наши мысли и направит нашу энергию по другому руслу, укрепляя наше здоровье. Тысячи из нас терялись в догадках, что мы будем делать, бросив пить, со всем тем временем, которое окажется в нашем распоряжении. Да и в самом деле, когда мы бросили пить, все то время, которое мы бывало тратили, строя планы о выпивке, добывая спиртное, выпивая и приходя в себя после неизбежных последствий, вдруг превратились в долгую вереницу пустых часов, которые предстояло чем-то заполнить. Большинству из нас было чем заняться. Но несмотря на это, попадались ужасно долгие часы и минуты, с которыми мы оставались один на один. Мы нуждались в выработке новых привычек поведения, чтобы заполнить эти свободные промежутки и воспользоваться той нервной энергией, которая ранее поглощалась нашим тогдашним постоянным занятием или скорее навязчивым желанием выпить. Любой, кто хоть когда-нибудь пробовал искоренить старую привычку, знает, что легче заменить ее другим, новым занятием, чем просто отказаться от нее, не приобретя ничего взамен. Бывшие алкоголики часто говорят: "Бросить пить еще недостаточно". Всего лишь пе пить - бесплодное, никчемное времяпрепровождение. Это явственно подтверждалось нашим опытом. Мы поняли - чтобы оставаться трезвыми, мы должны заменить выпивку ясной программки действий. Мы должны учиться тому, как жить трезвыми. Чувство страха может вначале навести нас на мысль о том, что, быть может, у нас есть алкогольные проблемы. Некоторое время сам по себе этот страх может помогать нам обходиться без спиртного. Однако такое состояние, беспокойное и не очень радостное, не может сохраняться очень долго. Поэтому вместо того, чтобы испытывать страх перед алкоголем, мы стараемся выработать к его силе нормальное уважение, такое же, какое люди испытывают к силе цианистого калия, йода или любого другого яда. Вместо того, чтобы находиться в вечном страхе перед ними, большинство понимает, насколько они вредны для нашего организма, и обладает достаточным здравым смыслом, чтобы не пить их. Мы, в А.А., теперь обладаем таким же знанием и уважением по отношению к алкоголю. Но, разумеется, это знание основано на нашем личном опыте, а не на разглядывании черепа с костями на этикетке бутылки. Мы не можем полагаться на свой страх, чтобы выдержать зги пустые часы без спиртного. Так что же можем мы тогда сделать? Мы установили, что существует много видов полезной и плодотворной деятельности и что некоторые из них полезнее других. Ниже приводятся два проверенных нами метода в порядке их эффективности. А Деятельность в А.А- и наблюдение за его работой. Когда опытные члены АЛ. говорят, что совет "стать деятельным" помог им в излечении от алкоголизма, то обычно под этим подразумевают деятельность непосредственно в А.А. или как- то связанную с Товариществом. При желании вы тоже можете принять участие в этой работе еще до того, как вы решите стать членом А.А. Для этого вам не требуется чье-либо разрешение или приглашение. В действительности, прежде чем вы примете какое- либо решение относительно своего алкоголизма, может было бы полезно поприсутствовать некоторое время среди членов А.А. Не беспокойтесь - обычное присутствие и на- блюдение за собраниями А.А. не сделает вас алкоголиком или членом А.А. - по крайней мере не в большей степени, чем сидение в курятнике может сделать из вас курицу. Сначала вы можете постараться как бы "примериться" или "провести генеральную репетицию", а потом уже решить вопрос о вашем членстве. На первых порах, придя в А.А., мы частенько занимаемся вещами, которые могут показаться довольно незначительными, однако результаты подтверждают ценность такой деятельности. Мы могли бы назвать эти незначительные вещи "ледоколами", потому что они позволяют нам лучше чувствовать себя в окружении незнакомых людей. В конце большинства собраний А-А. обычно можно заметить, что некоторые присутствующие начинают убирать складные стулья, вытряхивать пепельницы или относить чашки из-под кофе и чая на кухню. Помогите им. Возможно, вы будете удивлены тем, как повлияет на вас выполнение таких, на первый взгляд, простых, домашних обязанностей. Вы можете помочь вымыть чашки и кофейник, убрать книги или помыть пол. Помощь в выполнении таких простых, недолгих физических обязанностей не означает, что вы становитесь уборщиком или завхозом группы. Ничего подобного. Поступая так годами и наблюдая, как это делают другие, мы пони- маем, что практически каждый, кто благополучно вылечился в А.А., в свое время состоял в "кухонном взводе" или в бригаде уборщиков. Выполняя зги обязанности, мы ощущали конкретные, благотворные и, как правило, удивительные результаты. На самом деле, многие из нас почувствовали себя легко в среде А.А. только когда стали помогать в выполнении этих простых дел. Мы чувствовали себя более непринужденно и даже в помыслах отдалялись от спиртного, когда брали на себя некоторые незначительные, но конкретные, регулярные обязанности, будь то доставка закусок, участие в их приготовлении и раздаче, исполнение обязанностей встречающего в составе комитета по приему гостей или выполнение других необходимых дел. Просто наблюдая за другими, вы узнаете все необходимое, что нужно для того, чтобы подготовиться к собраниям А.А. и в дальнейшем излечиться. Конечно, никто не Обязан заниматься всем этим. В А.А. никого никогда не заставляют что-либо делать или не делать. Однако, эти простые, "обслуживающие" обязанности и наша собственная, без побуждения извне, реши- мость честно выполнять их, оказывали и продолжают оказывать на многих из нас благоприятное воздействие, превосходящее ожидания. Они помогают утвердиться нашей трезвости. Находясь среди членов А.А., вы обнаружите множество других обязанностей, которые необходимо выполнять. Вы услышите выступление секретаря, увидите, как казначей собирает взносы. Занимая одну из этих должностей, после того как ваша трезвость обретет некоторый стаж (в большинстве групп он составляет около 90 дней, можно основательно заполнить ту часть времени, которая раньше уходила на выпивки. Когда эти "должности" заинтересуют вас, перелистайте брошюру "Группа А.А.". Там объясняется, что делают лидеры группы и как они выбираются. В А.А. нет ни "высших", ни "низших" чинов. Среди членов группы не существует ни классов, ни слоев, ни какой- либо иерархии. В Сообществе нет официальных начальников, обладающих какими-либо руководящими функциями или властью. А.А. не является организацией в обычном смысле слова. Это - товарищество равных. Все обращаются друг к другу по имени. Члены А.А. по очереди делают все то, что нужно для проведения групповых собраний, а также выполняют другие функции. Здесь от вас не требуется каких-либо профессиональных навыков или образования. Даже если вы никогда не были членом, председателем или секретарем какой-либо организации, вы можете убедиться, как убедилось боль- шинство из нас, что в группе АЛ. эти обязанности легко выполнять, и их выполнение приводит к разительным переменам в нас. Эти обязанности образуют прочную основу, на которой зиждется наше выздоровление. Теперь о втором виде деятельности, которая помогает нам воздерживаться от спиртного. Б. Деятельность, не связанная с А-А Странно, но факт, что некоторые из нас, бросив пить, стали испытывать своего рода некоторую скудость воображения. Это странно потому, что в свое время, когда мы пили, то демонстрировали невероятно плодотворную силу воображения. Менее чем за неделю мы, что называется, не сходя с места, могли придумать столько причин (извинений, оправдывающих нашу выпивку, сколько большинство людей по другим поводам не способно изобрести за всю жизнь. *Между прочим, имеется довольно точное житейское правило, которое гласит, что умеренно пьющие - то есть неалкоголики - никогда не нуждаются в каких-либо оправданиях, да и не пользуются ими, решая - пить им или не пять.) Когда необходимость оправдываться за свою выпивку отпадает, часто кажется, что наши мозги устроили забастовку. Некоторые обнаруживают при этом, что не могут сосредоточиться на делах, не связанных со спиртным. Возможно, это происходит оттого, что мы просто утратили привычку пить. Может быть, после выхода из состояния активного алкоголизма нашему мозгу нужен период спокойного восстановления. В любом случае такое тугодумие обычно проходит. Примерно через месяц после того, как мы бросили пить, многие из нас отмечали явную перемену. Через три месяца наши мысли, похоже, становились яснее. А в течение второго года нашей трезвости происходили удивительные изменения. Казалось, что мы никогда не обладали такой умственной энергией, какая появилась у нас теперь. Но именно в этот самый начальный период трезвости, кажущийся нам бесконечным, можно услышать, как некоторые из нас спрашивают: "Чем заняться?" Приводимый ниже список является лишь исходным для этого периода. Может быть, он не очень интересен и увлекателен, но зато он содержит те виды деятельности, которыми многие из нас пользовались для того, чтобы заполнить наши первые свободные часы, когда мы не были на своей работе или в обществе людей, не употребляющих спиртное. Мы знаем, что это помогает. Мы старались, например, делать следующее:
7. "Молитва об умиротворении" На стенах тысяч помещений для собраний А.А. на всевозможных языках можно прочитать следующее духовное обращение:
Эти строки родились не в А-А. Варианты этого обращения веками использовались приверженцами различных вероисповеданий, и в настоящее время широко распространены как вне А.А., так и внутри Товарищества. Независимо от того, принадлежим ли мы к какой-нибудь церкви или мы являемся гуманистами, агностиками или атеистами, большинство из нас убедилось в том, что эти слова служат прекрасным ориентиром для того, чтобы обрести трезвость, оставаться трезвыми и наслаждаться своей трезвостью. Независимо от того, воспринимаем ли мы "Молитву об умиротворении" именно как молитву или как горячее пожелание, она предлагает нам простой рецепт здоровой эмоциональной жизни. В самое начало списка "того, что мы не можем изменить" по праву следует поставить наш алкоголизм. Мы знаем, что независимо от того, что мы делаем, мы не сможем завтра ни с того ни с сего стать неалкоголиками. С такой же вероятностью мы можем ожидать, что наутро мы станем на десять лет моложе или подрастем на 15 сантиметров. Мы не можем изменить тот факт, что мы страдаем алкоголизмом. Но мы и не говорим покорно: "Ладно, я - алкоголик. Похоже, мне только и остается пить, пока не умру от пьянства". Все-таки кое-что мы можем изменить. Нам не следует быть пьяными алкоголиками. Мы можем стать трезвыми алкоголиками. Да, это потребует от нас мужества. И нам необходим проблеск мудрости, чтобы осознать, что есть возможность изменить себя. Для нас это было только первым, самым очевидным применением Молитвы об умиротворении. Чем дальше мы отдалялись от своей последней выпивки, тем прекраснее и значительнее становились для нас эти несколько строчек. Мы могли применять их в каждодневных ситуациях, в тех самых, от которых ранее мы искали спасение в бутылке. Например: "Ненавижу эту работу. Стоит ли мне за нее держаться или лучше бросить?" Благоразумие заявляет о себе: "Конечно, если я все-таки уволюсь, может быть, в следующие несколько недель или месяцев мне придется туго, но если я проявлю характер и не сдамся - проявлю то самое мужество, необходимое для перемен - то я думаю, что я смогу подыскать работу получше." Ответ может быть и таким: "Посмотрим на вещи трезво - у меня нет времени на поиски работы, потому что я должен содержать семью. Кроме того, я уже шесть недель не пью, и мои друзья из А.А. говорят, что для меня было бы лучше именно сейчас не совершать какие-либо коренные перемены в своей жизни, а сосредоточиться на воздержании от той, самой первой, рюмки и подождать, пока моя голова придет в порядок. Ну, хорошо, я не могу сейчас переменить место работы, но, может быть, я могу изменить свое отношение к ней? Посмотрим, могу ли я научиться невозмутимо относиться к своей работе?" Слово "умиротворение" казалось нам недостижимой целью, когда мы впервые увидели эту молитву. Действительно, если умиротворение означает апатию, горькую безропотность или бесстрастную покорность, то, конечно, это не то, что мы намеревались достичь. Но мы поняли, что умиротворение означает нечто другое. Теперь для нас это в большей степени просто признание истины, ясный, реалистичный способ видения мира, подкрепляемый внутренним спокойствием и силой духа. Умиротворение, подобно гироскопу, позволяет нам сохранять равновесие независимо от бурных водоворотов окружающей действительности. И это как раз то состояние, к которому следует стремиться.
|