ЦЕРКОВНЫЕ ТЕОРИИ
«Москва – третий Рим» – политическая теория, возникшая в годы правления Ивана Великого. К 1492 относится первое упоминание митрополитом Засимой формулы «Москва – третий Рим». Окончательно сформулирована в 1510-1511 монахом Филофеем: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим – Константинополь – пал от турок-османов, третий Рим – Москва – будет стоять вечно. Четвёртому Риму не бывать».
Ереси Ересь стригольников (кон. XIV – кон. XV вв.) – в Великом Новгороде. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум, отвергали священство, иконы, считали, что не имеет смысла постоянно посещать церкви, – молиться можно везде. Ересь жидовствующих (кон. XV – нач. XVI вв.) – в Великом Новгороде, а затем в Москве. Они отрицали священство, монашество, поклонение иконам, мощам и кресту, не признавали божественности Исуса Христа, считая его только пророком, и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землёй и крестьянами.
Раскол Русской церкви Иосифляне (стяжатели) – Иосиф Волоцкий – отстаивали право церкви владеть землёй и крестьянами. Нестяжатели (сореане) – Нил Сорский – возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Иван Великий поначалу поддерживал нестяжателей, но на церковном соборе 1504 г. поддержал иосифлян. 1531 – осуждение нестяжателей, казнь или отправление в ссылку их лидеров. Церковные иерархи провозглашали самодержца царём земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. В 1551 г., на Стоглавом соборе, иосифляне представляли абсолютное большинство. В 1589 г. они смогли установить Русское патриаршество.
Борьба бояр за престол После смерти Василия III (1533) великим князем стал его трёхлетний сын Иван IV. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана. В период её правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Было запрещено покупать землю у служилых людей, усилен контроль за ростом монастырского землевладения, приняты меры по сокращению податного и судебного иммунитета церкви.
1535 – денежная реформа Елены Глинской – устранение разнобоя между московской и новгородской денежными системами. 1535-1538 – губная реформа Елены Глинской – реорганизация местного самоуправления. Из среды служилых людей избирались губные старосты, им в помощь из числа черносошных крестьян избирались целовальники. В ведении губных старост находились вопросы судопроизводства по наиболее важным вопросам, и прежде всего о разбое и татьбе. 1537 – мятеж Андрея Старицкого – младшего сына Ивана Великого и Софьи Палеолог. Ещё в январе 1534 г., после смерти великого князя Василия, Старицкий обратился к Елене Глинской с просьбой о расширении своих владений. Елена ответила отказом. После этого, в Старице вокруг Андрея стали собираться многие из недовольных могуществом Глинских и их жестокостями. Тогда же он узнал, что его единственный живущий брат Юрий умер в тюрьме, куда он был заключён вскоре после смерти великого князя Василия. Были проведены переговоры межэду Глинской и Старицким, но несмотря на взаимные заверения в верности и любви, взаимное недоверие только возрастало. В 1537 г. появились слухи, что он собирается бежать в Литву. Елена послала своего фаворита, князя Овчину-Телепнёва-Оболенского, чтобы не допустить бегство Старицкого. Покинув Старицу, Андрей разослал грамоты боярским детям с призывом идти к нему на службу. На грамоту откликнулись многие из боярских детей, составив значительный отряд. Ближайшей целью Андрея было идти на Новгород и завладеть им. Отряд был остановлен под Новгородом, Старицкий согласился сложить оружие и сдался на милость Овчины-Телепнёва-Оболенского. Старицкий был брошен в тюрьму, где и умер, а его удел перешёл к его сыну Владимиру. 1538-1547 – борьба за власть боярских группировок – Глинских, Вольских, Шуйских, Воронцовых после смерти Елены Глинской. Одни из бояр (Глинские, Вольские) проводили политику ограничения власти наместников и волостелей, другие (Шуйские) – выступали за усиление позиций феодальной аристократии. К власти приходила то одна, то другая группировка. Были увеличены поборы с населения, бегство крестьян и горожан на окраины приняло массовый характер. Расхищалась казна, раздавались земли, разбои и расправы стали обычным делом.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО
16.01/1547 – венчание Ивана Грозного митрополитом Макарием на царство, – введение нового титула правителя, – Великий государь Царь и Великий князь Московский и Всея России.
Последствия венчания на царство: уравнение по чину московского государя с наследниками Золотой Орды и Западной и Восточной Римских империй; становление московского государя выше других соседних монархов; предопределение значения Московского царства как «третьего Рима» – центра православия; резкое возвышение московского государя над другими русскими князьями; укрепление интересов и авторитета Русской церкви.
04-06/1547 – Московский пожар 1547 г.
Реформы Избранной рады (1547-1650) 1547-1560 – деятельность Избранной рады. По сути, это была Ближняя государева дума. В неё вошли Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически являлась правительством. 1549 – первый Земский собор – совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. 1549-1684 – сословно-представительская монархия в России. Сословно-представительская монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена представителями общественных сословий, принимающих участие в управлении государством. 1549 – создание стрелецкого и поместного войск. Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка. Одновременно было решено «испоместить» в Московском уезде «избранную тысячу», т. е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооружённого воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное стрелецкое войско. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье. К концу XVI в. в России уже было 25 000 стрельцов. 1550 – принятие Судебника Ивана Грозного. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» (поединок между спорящими, «за правыми сила»). Вводилась смертная казнь «за разбой». При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и «целовальников», которые избирались из посадских людей и чёрного крестьянства. Была подтверждена норма Судебника Ивана Великого о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер «пожилого». 1550 – Губная и земская реформа Ивана Грозного. Заменила наместничье управление, основанное на кормлении, на местное выборное самоуправление. Повсеместно происходило создание выборных губных изб (для дворян и детей боярских) и земских изб (для черносошных крестьян), которые ведали сбором податей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губные и земские излюбленные головы (старосты) и ихпомощники – целовальники, а также излюбленные судьи. 1551 – церковный Стоглавый собор. Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства. Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалось ростовщичество. При Избранной раде складывается полноценная приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Так складывался профессиональный аппарат управления. 1555 – отмена кормлений, издание «Уложения о службе».
Опричнина (1565-1572) Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. Но длительные и тяжёлые войны, новые налога разоряли страну. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. 1553 – болезнь Ивана Грозного. Иван Грозный составил завещание в пользу младенца Дмитрия. Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Но Царь выздоровел. Он опасался князя Владимира Старицкого. 1564 – бегство в Литву бывшего друга царя Ивана князя Андрея Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряжённая обстановка. Тогда Иван Грозный решил добровольно оставить трон и покинуть Москву. 1564 – исчезновение Ивана Грозного со всей царской семьёй. В начале декабря 1564 г. царь с семьёй под охраной выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: первая, «гневная», грамота была адресована митрополиту Афанасию, вторая, «слёзная», – «посаду, всем людям». В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство – в зловредном пособничестве боярам; в другом послании – заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались как бы между двух огней – царём и народом. Народ единодушно поддержал государя. В Александровскую слободу направили делегацию просить государя вернуться на престол. Иван согласился вернуться в Москву, но на условиях по своему усмотрению казнить изменников. 2 февраля 1565 г. Иван Грозный торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении Опричнины. Опричинина – система чрезвычайных мероприятий, применённых Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованного государства. Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древне-русского – «особый». В XIV-XV вв. опришниной называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением. Опричниной также назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа-помещика. Введение опричнины было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, думных дьяков, высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твёрдой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление Опричнины было связано с обескровившей страну Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»). В Опричнину вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа Земщиной. Даже Москва была разделена на опричнину и земщину. Из опричнины насильственно выселялись земские бояре, дворяне и приказные люди. Противников опричнины уничтожали. Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско, доведённое до 5 тысяч человек. Опричники превратились в полицейскую силу государства, подозреваемых в измене пытали и казнили. Братоубийство в стране вызвало недовольство и смутные толки в народе. 11/1568 – суд над митрополитом Филиппом, обличавшем Опричинину. Его обвинили в колдовстве и ереси о отправили в монстырь. 12/1569 – убийство бывшего митрополита Филиппа опричниками. 10/1569 – казнь Иваном Грозным Владимира Старицкого и его семьи. В этом году Владимир был назначен командующим армией, направленной на защиту Астрахани. Устроенный ему жителями Костромы приём, через которую он проезжал, послужил поводом для окружения царя оговорить перед ним Владимира. Князя вызвали в Александровскую слободу, но уже на подъезде к ней опричное войско внезапно окружило лагерь Владимира Старицкого. 1570 – поход против Новгорода. В декабре 1569 г. появился донос, что новгородцы замышляют измену и хотят «отдаться» под власть Литвы. Это вызвало в 1570 г. проведение карательного похода против Новгорода. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. Погром Новгорода длился 40 дней. Число жертв достигло 15 тысяч. 06/1570 – помолвка дочери Владимира Старицкого Евфимии с датским принцем Магнусом Ливонским. 11/1570 – смерть Евфимии Старицкой, помолвка Магнуса Ливонского с другой дочерью Владимира Старицкого Марией. Но вскоре царь сам стал бояться опричников. В число обвиняемых по делу «о новгородской измене» неожиданно попали и были казнены многие руководители самих опричников, люди, близкие царю: Басмановы, Вяземский, Черкасский. На смену им во главе опричнины встали известные палачи – думные дворяне Малюта Скуратов и Василий Грязной. В 60-70-х годах XVI в. в России разразился настоящий хозяйственный кризис: был голод, участилось бегство людей на окраины. 1571 – Московские казни. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники отец и сын Басмановы, князь А. Вяземский, а также несколько видных руководителей Земщины. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек. 1571– разорение крымцами Москвы, реформа полевой, станичной и сторожевой службы, создание «Устава о станичной и полевой службе». 1572 – переименование Опричнины в Двор. 1573 – свадьба Марии Старицкой и Магнуса Ливонского; возврат Старицкого удела бездетному сыну Владмира Старицкого Василию. Тот умер через год.
1575-1576 – отказ Ивана Грозного от царства, замена себя на троне касимовским царём Симеоном Бекбулатовичем. Себя же он провозглавил просто Великим князем Московским. Причина данного поступка неизвестна. После снятия с царства Симеон Бекбулатович получил в удел Тверь и был объявлен Великим князем Тверским. 1581 – введение заповедных лет. Заповедные лета – годы, когда запрещался Юрьев день – переход крепостных от одного феодала к другому. 1584 – полное уничтожение Опричинины.
Последствия Опричнины: жёсткая централизация государства; становление деспотического характера самодержавия; подрыв государственной экономики; ухудшение положения Московского царства в Ливонской войне.
|