О роли философии в медицине здоровья
В век интеллектуального напряжения людям потребовались новые терапевтические услуги в сфере функционирования нетрадиционных идей – ноэматерапии (от греч.- объект мысли), которая воздействует на разум, облагораживает мысли человека, мысль неотделима от функционирования мозга, который управляет организмом. Целенаправленно воздействуя на мысли, философия способна укреплять и возвышать человеческий дух как концепт здоровья. Это высшая стадия в укреплении физических и духовных возможностей человека. Философский подход к ноэматерапевтическому осмыслению здоровья опирается на три момента: человек – продукт и фрагмент природы, общества и самого себя как личности. А отсюда следует, что источником и гарантом его здоровья является природа, общество и сам человек. Философия ищет пути укрепления духового здоровья человека, воспитывая в нем силу воли, уверенность в правоте своего дела. Обращение к философскому осмыслению здоровья человека означает, что оно рассматривается как гуманитарная ценность. Философский подход к человеку, у которого наряду с природными данными присутствуют субъективно- творческие потенции, позволяют лучше понять и оценить именно человеческий феномен здоровья. Естественно-научных знаний для оценки здоровья человека недостаточно. Нужны гуманитарные знания, которые бы дополнили естественно-научное видение здоровья рассмотрением внутреннего мира человека. Гуманитарная составляющая здоровья человека тесно увязывается с идеалом социально-справедливой жизни людей. Понятие «гуманитарность» обозначает философскую доктрину целенаправленного воздействия на человека в целях развития в нем физических и духовных качеств. Оно указывает на уникальную способность человека саморазвиваться и самосовершенствоваться. О здоровье современного человека можно судить по его способности результативно воздействовать на изменения в социальном, культурно-духовном и в естественно-природном мире. Гуманитарные ценности разумно-нравственного образа жизни людей – это смысловая призма, через которую человек воспринимает как мир внешний, так и внутренний, то есть духовный. Врач и ученый – это гуманитарии, которые должны целенаправленно воздействовать на волю пациентов и его поведение, чтобы сделать их жизнь плодотворной. Поэтому они в ответе за каждое свое произнесенное слово и даже за его тональность. В обществе назрела потребность в создании единой государственной системы гуманитарного образования и воспитания во имя укрепления духовного здоровья людей. Еще древние философы уверяли, что подлинная причина всех заболеваний скрыта в душе человека. Сегодня установлено, что в организме человека проявляются все нарушения его духовной жизнедеятельности. А раз это так, то философам-медикам надо заботиться о развитии и внедрении гуманитарных ценностей в систему укрепления духовного здоровья людей. Человеческая личность, конечно, формируется обществом. Но это формирование идет непросто, противоречиво. Личность творится обществом, но не по его образцу и подобию, а во многом вопреки ему. От общества и природной среды во многом зависит и здоровье человека. Однако он, будучи личностью, творит и сам свое здоровье, следуя путем творческой организации собственной жизнедеятельности. Такой путь еще древние греки называли диететикой (от греч. – образ жизни). Это философское учение о саморазвитии чувств и разума человека, укреплении его. Его главная задача - определение условий и факторов для творческой жизни и деятельности людей. Согласно диететике необходимо скрупулезно соблюдать общечеловеческие нормы жизни и принципы, обеспечивающие укрепление духовного здоровья людей. Сохранение, но особенно укрепление полноты здоровья человека – это задача фундаментальная, комплексная, гуманная, но прежде всего гуманитарная. Её невозможно решить только в рамках одной системы здравоохранения. Большая роль принадлежит общественной культуре образа жизни: физкультуре, психологии, социологи и, конечно, философии. Терапевтическая функция философии состоит, в частности, в том, чтобы помогать концептуально обосновывать смысл жизни человека и учить его лично осмысливать ответственность за свою жизнедеятельность перед обществом. Союз философии и медицины – это гарант здоровья человека как уникальной гуманитарной ценности. В настоящее время, пожалуй, мало кто возьмется при возникновении болезненных состояний оспаривать роль тесной взаимосвязи и взаимозависимости медицины и философии, тела (организма), души (психики) и разума (интеллекта). Философское осмысление затронутых здесь проблем позволяет привлечь внимание медиков к гуманитарному концепту как фактору улучшения физического и укрепления духовного здоровья. Терапия в настоящее время переходит на совершенно другой качественный уровень. Она, располагая необходимым естественно-научным и научно-гуманитарным потенциалом, позитивно воздействует на здоровье человека. Она отражает и специфическое мировоззрение, отвечающее духу и смыслу возрастания интеллектуальной культуры человека. Однако, еще больше, чем в прошлом, она нуждается в постижении философской мудрости, которая призвана помогать врачам крепить комплексную взаимосвязь человека с окружающим миром, осознавать детерминацию здоровья. Обозначившиеся социальные проблемы требуют обновления парадигмы терапии. В настоящее время в ней идет смена ряда познавательных идей о жизнедеятельности человека: от ее философского осмысления к изучению противоречиво развивающихся в ней процессов, а от них к постижению сложных систем функционирования организма человек в норме и патологии. Это и обусловливает повышение роли философской методологии, научного мировоззрения и стиля мышления в подготовке новых специалистов в медицинской сфере познания и лечения человека. В терапии наряду с углубляющейся специализацией идет процесс интеграции научных знаний в единую терапевтическую концепцию с нормальной и патологической жизнью человека. Становится затруднительным познание самой сущности заболеваний людей лишь путем одностороннего анализа тех или иных фрагментов бытия. Узкая специализация в многогранной терапии ограничивает охват, широту и клиническое видение проблемы, уводит от целостного понимания организма и личности больного. Поэтому только стремление к познанию начала и причины тех или иных патологических процессов поможет врачу компетентно судить о них, принимать самостоятельное решение. Следовательно врачи и специалисты сферы общечеловеческой культуры должны в полном объеме заниматься разрешением философско-гуманитарных проблем здоровья людей путем критического осмысления задач своей собственной медицинской деятельности. Заключение. Таким образом, в данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с проблемой индивидуального и общественного здоровья и необходимости решения их с помощью философской методологии. Также была установлена историческая взаимосвязь развития наук о здоровье и попыток философского осмысления феномена здоровья человека на протяжении веков. Кроме того, в работе отражены ведущие современные концепции здоровья, показана взаимосвязь различных факторов окружающего мира и состоянием здоровья. Были затронуты вопросы необходимости развития медицины здоровья, многостороннего подхода к данной проблеме непосредственным участием философских наук и на основе философской методологии.
Литература:
1.Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы пере стройки здравоохранения., М., 1998, 125л. 2.Хитров Н.Н. Совещание по философским вопросам медицины., М., 1998, 146 л. 3.Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность., М.. 1988., 264л. 4.БрехманИ.И. Валеология - наука о здоровье., М., 1990., 314 л. 5.Философия медицины (под ред. Ю.П.Шевченко) ГЭОТАР-мед., 2004., 420л. 6.Философия здоровья.,М., 2001.,21ол. 7.Хрусталев Ю.М. Философия- интеллектуальная и моральная основа здоровья человека. // Тер.архив- 2006,-№ 1,-с.83-89. 8.Артбаронов Р.А. Системная концепция индивидуального здоровья с позиции практической медицины // Гигиена и санитария – 2005.- № 4.-с.70-79. 9.Кику П.Ф. Информационно-аналитическое моделирование медико-экологических процессов здоровья населения // Вестник Санкт-Петербургск. Медиц. Академии.- 2005,-№ 1,-с.36-43.
|