Билет №5. Политика власти в области культуры 1920-1930-х гг. Дело Пильняка и Замятина. Союз Советских писателей
С конца 20-х гг. усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов «культурного строительства» проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Многое было направлено на преодоление буржуазной идеологии и утверждении марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. В правительственных газетах были намечены основные направления развития культуры. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении борьбы классов на теоретическом уровне». Начались поиски «идеологических врагов» в искусстве, литературе, на историческом фронте. Во «вредительстве» был обвинен Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели и поэты (О.Э. Мандельштам). Конечно, на духовную жизнь общества все это оказывало негативное влияние. Продолжалась работа по ликвидации безграмотности, хотя никаких результатов она не давала, - скорее наоборот. Действительно, начиная со второй половины 20-х гг., литература и искусство стали восприниматься как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений (например, ЛЕФ). Перед такими организациями ставились задачи содействия строительству социалистического общества. В литературе этих лет развивалась тема труда. К 1933 г. ликвидируются все мелкие объединения писателей, а уже в августе 1934 г. состоялся I съезд Союза советских писателей. С речью о задачах литературы на нем выступил, пожалуй, самый влиятельный тогда писатель – Максим Горький. Руководителями Союза писателей стали Максим Горький и А. Фадеев. Полностью исчезла творческая самостоятельность, независимость. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дела первостепенной важности. Основным направлением литературы, да и искусства вообще, становился социалистический реализм. Надсмотр за культурой очень сильно тормозил ее развитие, однако даже в таких условиях гении сочиняли настоящие шедевры (композиторы Шостакович и Прокофьев). Некоторые писатели принимали социалистические идеи, например, А.Н. Толстой, Максим Горький или тот же Фадеев. Однако за «инакомыслящими» следили очень пристально: А.А. Ахматова, К.М. Симонов. Пастернака держали на расстоянии и не печатали его произведений, но, по странности, оставляли в стороне от репрессий. Естественно, так как была пропаганда, упор делался на культурное и историческое прошлое страны (исторические фильмы – «Александр Невский», «Петр I», «Суворов», постановки). Не было никакой самостоятельности и в архитектуре: проекты согласовывались с партийным руководством. Показательно здесь «дело Пильняка и Замятина». Уже заслуженная репутация Замятина заметно пошатнулась в СССР после ряда публикаций в периодических изданиях, а особенно после антиутопии «Мы», направленной прямо против советского режима. Независимая и свободная позиция писателя, не желавшего быть марионеткой власти, воспринималась как вызывающая и неподобающая. Пильняк, наоборот, сначала был лоялен режиму, всячески это подчеркивал («Голый год»), благодаря чему стал одним из самых знаменитых писателей СССР в 20-е годы. Но с 1923 г., когда начинается внутрипартийная борьба за власть, на Пильняка все чаще и все жестче нападают критики в периодике. Дело в том, что Пильняк так и не принял сталинский режим. Он открыто выступал против Сталина в своих произведениях, чем подписал сам себе приговор. Кроме того, Пильняк всегда оставался за свободу и независимость в искусстве. Это сказалось на его литературной репутации, которая теперь стала противоречивой. Пильняка до сих пор считали «одним из лучших», но уже причисляли к оппозиционерам. И все же до 1929 г. и Замятину, и Пильняку не предъявляли обвинений. В 1929 г., после публикаций заграницей, началась травля Пильняка. Вплоть до 1931 г. продолжается травля Пильняка. Пильняка, как, кстати, и Замятина, гонят из Всероссийского союза писателей. В знак протеста из организации выходят Пастернак и Ахматова. За Пильняка и Замятина вступается Горький. Но это не помогает. Сначала их перестают печатать. В 1937 г. Пильняка арестовывают. В 1938 г. его приговаривают к смертной казни. Приговор исполняют тут же. А вот Замятину разрешают выехать заграницу, а потом – что беспрецедентно – снова возвращают в Союз писателей. Неотъемлемой частью отечественной культуры 20-х-30-х гг. является творчество интеллигенции, оказавшейся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 миллиона человек. В основном мигрировали во Францию, Германию, США. Оторванные от Родины, они, однако, сохраняли русскую культуру даже в чужой стране. Выпускались журналы и произведения на русском языке (Бунин, Цветаева, Ходасевич, Одоевский).
|