Сущность государства. Вопрос о сущности государства не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных
Вопрос о сущности государства не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый. Классовый подход к пониманию сущности государства. Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство — явление классовое. По марксизму государство возникает с расколом общества на классы с непримиримыми интересами и существует только там, где существуют такие классы. Классовый характер государства марксистская теория видит в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам, и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, «машина» для систематического подавления одних классов другими. Надклассовый подход к пониманию сущности государства. Надклассовый подход к пониманию сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства. 1. Теория Элит. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества - «лучшим людям», элите. (Конец 19 в., Г. Моски, В. Парето и др.). 2. Технократическая теория. По мнению сторонников этой теории, управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общества, принимать наиболее оптимальные политические решения и эффективно их осуществлять. (Начало 20 в., Т. Веблен, Д. Бернхейм и др.). 3. Теория «государства всеобщего благоденствия» утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т. п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие. (После Второй Мировой войны, Д. Кейнс). 4. Теория «плюралистической демократии». В современном обществе классы перестали существовать и вместо них возникли различные «страты», т. е. социальные прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т. д. Для обеспечения интересов этих групп создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. В результате власть начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества. (20 в., Г. Ласки, М. Дюверже и др.).
|