Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
Науқастың АЖХХХ Жынысы: ер адам Жасы: 66
Вопрос 2 Сценарный ход… Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях. Сценарий – это литературная основа досугового мероприятия, художественная программа педагогического воздействия, решающая конкретные практические задачи. К сценарию нельзя подходить только с позиции литературы и искусства, т.к. его фундаментальной основой является реальное событие, и он организует реальнее действия масс. Сценарий досугового мероприятия имеет 2 аспекта: художественный и психологический, которые программируются не только выстраиваемый материал по законам драматургии, но и воздействие на участников, их предполагаемую реакцию и поведение. Анализ опыта позволяет выделить основные отличительные особенности сценарно-досугового мероприятия. Документальный характер: · В реальности основного героя (настоящие люди) · В реальности основного места действия · В реальности основного фактического материала · В реальности коллективного действия аудитории (подписи, подарки, неповторимая реакция, эмоциональное воздействие) В сценарии идет соединение 2 линий: эмоционально-образной и информационно-логической (факты жизни + факты искусства) Факты жизни – это реальные факты и события, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, зафиксированы в документах, фотографиях, письмах, статистике, архивной кинохроники Факты искусства – это все жанровое разнообразие произведения искусства, а также их фрагменты (музыкальные отрывки из фильма). Работа над сценарием начинается с определения темы, идеи, цели. Тема – область общественной жизни, круг интересов современной или исторической информации, на которые направлена авторская мысль (о чем?). Идея – основная мысль, умозаключение главный вывод содержания замысла сценария (что я хочу сказать?). Цель – носит педагогический характер, побудить зрителя к совершению какого-либо действия (пробудить гуманизм у современного человека). Разрабатывается сюжет на основе конфликта. (Сюжет – представляет собой главное содержание произведения, которое анализируется через действия и взаимоотношения персонажей). Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеологии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой. Составляющими конфликта являются: Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие. Коллизия – это не получившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий Контраст – составление противоположных явлений Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий. Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия. Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарно-режиссерский ход должен быть придуман или найден на этапе рождения замысла. Сценарный ход – это условный прием, который дает обоснованную возможность изложить аудитории основные события сюжета (это метод ведения рассказа). Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы: 1. Хроникально-исторический (хроника событий) 2. Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.) 3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд 4. Могут быть использованы жанры публицистики 5. Через построение игрового действия 6. Через событийный ряд сюжетной линии 7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка) 8. Через трансформацию деталей Связать материал в сценарии помогает монтаж (сборка, соединение). Монтаж (от фр. – сборка, соединение) соединение различных элементов выразительных средств, в такой последовательности, которая: а) усиливает; б) передает новое умозаключение или эмоцию. Монтаж как метод родился в кинематографе: соединяясь между собой, кадры рождают как бы некоторую новую мысль. (В Голливуде Гриффит отстоял монтаж как метод). Отсюда осн. прав. монтажа: «Соединяясь м/у собой кадры рождают как бы некото-ю нов. мысль. Мысль эта м.б. даже не была снята в кадрах, эту мысль породило монтажное сопоставление». Монтаж существует во всех видах искусства (в живописи – Пикассо, авангардисты, поп-арт, кубисты, в музыке – Вагнер (кольцо Нибелунгов (монтаж мышления)), в литературе Толстой «Война и мир», Пушкин «Медный всадник»). Монтаж подразделяют на следующие виды: 1. Параллельный (когда 2 ряда действия происходят в разное время и в разным местах) (Монтаж по Ромму: А + Б = С) 2. Последовательный – одно средство выразительности следует за другим, сохраняя единство времени, места и действия. 3. Звуко-зрительный монтаж – монтаж элементов звукоряда с элементами видеоряда, как правило, монтируются по принципу контраста, неся особый заряд некоторой иронии. Ирония возникает на контрасте и может быть сильным средством воздействия. 4. Монтаж по Эйзенштейну. («Броненосец Потемкин») – монтаж столкновений. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требует монтажной организации материала. Такая организация как художественный методы, во-первых, выражает мысль сценариста, его идею, его видение мира, а во-вторых, требует художественной подготовки специалиста.
|