Одна из важнейших тем в Ветхом Завете – место Бога в мире, его соотношение с человеком, его роль в регулировании жизни людей, их поведения, судьбы. В представлении ветхозаветных пророков Господь творит и пересоздает мир (космос). Он обладает истинным суверенитетом во всех отношениях, независим от людей и народов, хотя может и учесть их желания, действия. Бог знает и определяет законы мира, его путь. Он – праведный, справедливый и высший судья над отдельными людьми, народами и над вселенной. Истину и путь человечества Бог реализует как непосредственно, так и через природные и социальные явления, избранных доверенных лиц, ведущих за собой людей, через избранные народы, которым в Ветхом Завете признается еврейский народ. Путь человечества, народов населяющих землю, их правителей и наставников весьма сложен, вписывается в ритмы социально-политической жизни, идет через приближение к Богу и временное отдаление от него в случае отступления людей и их правителей от истин, открываемых Богом людям. Путь человечества по указанному ему свыше направлению – путь не лишенный индивидуальных и общественных трагедий и потерь. Философия права Ветхого Завета исходит из того, что первоначально постигнуть основы права, а также разграничить истинное и ложное, справедливое и несправедливое, добро и зло человек сам по себе не может и получает это знание от Бога, либо извне, через запрещенные для него Богом источники знаний. Знание этого – тайна для человека, которая постепенно ему открывается преимущественно извне. Из этого следует два вывода: во-первых, истина, абсолютное знание, в том числе и основ жизни, критериев ее оценки, ключи к бессмертию – не даны человеку изначально, не являются чертами человеческой природы. Это – сфера божественного мира, свойства и способности Бога. Во-вторых, человек почти сразу выходит за рамки, определенные ему Богом и, по крайней мере, потенциально становится на путь приближения к Богу. Дерево знаний и дерево жизни, отделяющие его от божественного мира, оказываются для него достижимыми. Тем не менее, Бог стремится не допустить, по крайней мере, до времени соприкосновение человека с некими тайными знаниями, возможно уберегая его от их последствий. В основе права человека – божественное право, спущенные ему с неба принципы и основные нормы. Используемые в Ветхом Завете термины “закон”, “беззаконие”, “беззаконник” имеют сложный смысловой состав. В них вкладывается и религиозный и светский смысл. При этом и светский аспект содержания этих терминов также включал религиозный – непосредственно, поскольку Бог рассматривался как творец, первооснова мира и общества с его нормами и институтами, - и опосредованно, поскольку божественный закон понимался как основа, главный смысл, цель закона земного. В то же время и закон в религиозном смысле рассматривается в разных аспектах, углубляющих его понимание. Содержание его – слово Бога, правда, истина, справедливость. Но форма его – высказанный Богом закон – формула правды, истины и справедливости. Божественный закон следует укреплять, поддерживать как таковой, как свидетельство истины, тем самым, поддерживая и реализуя правду, истину, справедливость.