Методы централизации и укрепления империи (реформы)
Цинь Ши хуанди начал с уничтожения границ прежних царств. Раньше жители каждого царства называли себя именем своего царства. Теперь же по приказу Цинь Ши хуанди империи стали называться черноголовыми» – хэшоу. Все чиновники должны были руководствоваться твердо установленными едиными законами для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновники – инспектора – цзяньюйши, которые рассылались по всей империи, но подчинялись только самому Цинь Ши хуанди. Прежние аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности, стали отныне богатство и государственные заслуги. С целью ослабления своих внутренних врагов Цинь Ши хуанди приказал отобрать все оружие у частных лиц и перелить его в бронзовые колокола. Эта мера должна был обезоружить представителей прежних царских и аристократических родов и пресечь возможность их мятежей. С этой же целью были разрушены все крупные укрепления внутри Китая, которые могли представлять для Циньской империи серьезную опасность в случае восстаний. Для того, чтобы связать столицу со всеми областями государства Цинь Ши хуанди приказал сооружать дороги и транспортные каналы. Для сохранения дорог были унифицированы оси телег, так как повозки с длинными осям выходили из колеи и портили дороги, проведенные в мягкой лессовой почве. Легизм - китайское учение, философия. "Школа закона", представляет собой сформировавшееся в 4-3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.).(4ый век) Теоретики легизма создали стройную концепцию деспотического государства, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным административным аппаратом. Основные идеи: · Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. · Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». · В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. · Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. · Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. · За малейший проступок следует карать смертной казнью. Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн. Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
|