Студопедия — ПОСЛЕДНИЙ МАСТЕР ИГРЫ СТЕКЛЯННЫХ БУС
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОСЛЕДНИЙ МАСТЕР ИГРЫ СТЕКЛЯННЫХ БУС






 

Не выпуская из руки прибор,

Сидит он, горбясь. И война и мор

Прошлись окрест, так странен и печален

Развалин вид, и виснет плющ с развалин.

Пчелы вечерней медленное пенье

Легко дрожит, – покой и запустенье!..

А он стекляшки пестрые подряд

Перебирает, ловкою рукой

Их по одной располагая в строй,

Игрой назначенный, в разумный ряд.

Он в этом был велик, во время оно

Магистра имя было повсеместно

В кругу умов утонченных известно.

В числе светил первейших небосклона

Духовного повсюду он считался.

Теперь все кончено. Тот мир ушел.

О, если бы коллега постучался Или пришел, робея, ученик!

Но нет их больше, нет ни тайн, ни школ,

Ни книг былой Касталии… Старик

Покоится, прибор держа в руке,

И, как игрушка, шарики сверкают,

Что некогда вмещали столько смысла,

Они выскальзывают, выбегают

Из дряхлых рук, теряются в песке…

 

 

К ОДНОЙ ИЗ ТОККАТ БАХА

 

Вначале – тишина, смешенье туч…

Но вот пронизывает бездну луч

И строит в хаосе свои пространства,

Высветливает тверди легкий свод,

Играет радугой, просторы вьет,

Сгущает землю, скал членит убранства.

Прабытия глухое естество

Разорвано для творческого спора;

Гудя, раскутывается порыв,

Все затопив, залив, преобразив, –

И голосами громового хора

Творенья возвещает торжество.

Но путь назад, к своим первоосновам,

Отыскивает мир, рождает числа,

Соразмеряет шествие планет

И славить учится начальный свет

Сознаньем, мерой, музыкой и словом,

Всей полнотой любви, всей силой смысла.

 

 

СОН

 

Гостя в затерянном монастыре,

Я в час, как все к молитве удалились,

Вошел в книгохранилище. В игре

Закатных пятен по стенам светились

Бесценных инкунабул переплеты.

Меня как будто подтолкнуло что-то,

Я быстро томик наугад достал,

Раскрыл, взглянул и титул прочитал:

«О квадратуре круга» – он гласил![126]

Скользнувши взглядом дальше по рядам,

Приметил я заглавье: «Как Адам

И от другого древа плод вкусил[127]».

Другого древа? Древа Жизни! Что же,

Адам бессмертен?.. В добрый час, похоже,

Сюда забрел я! И отливы канта

С пестро расцвеченного фолианта

Блеснули мне, всей радугой играя,

А надпись шла по корешку такая:

«Цветов и нот сокрытое значенье.

Все указанья для переложенья

Любых созвучий в краски, и обратно».

О, сколь многозначительно и внятно

К уму цвета воззвали! И сомненья

Быть не могло; я замер, постигая,

Где нахожусь: в библиотеке Рая!

Ко всем загадкам были здесь разгадки;

Здесь раскрывалась в ясном распорядке

Вся полнота познанья. Каждый раз,

Как новый титул взглядом пробежать

Я успевал, за ним уже опять

Духовные угадывались дали.

Все тайны, испокон веков для нас

Запечатленные, как будто ждали

Минуты, в утоленье древней муки

Спеша упасть, как плод созревший, в руки.

Здесь искрились уму лучи познанья,

Как бы в единый фокус сведены,

Здесь были до конца разрешены

Загадки и утолены терзанья

Рассудка, и науки целокупной

Был выведен итог; последний смысл

Повсюду за игрой письмен и числ

Присутствовал, для каждого доступный,

Кого призвал непостижимый час.

Я разогнул дрожащими руками

Тяжелый манускрипт, и будто сами

Мне письмена раскрылись без труда

(Так ты во сне неведомое дело

Играючи свершаешь иногда);

И тотчас был я вознесен в пределы,

Откуда зрима сфер разумных ось,

Где тайны все, что в притчах хитроумных

Запечатлеть провидцам довелось,

Все проблески догадок многодумных

Сводились вместе, в стройной непреложности

Собой составив как бы хор планет,

Все новые вопросы и возможности

Приоткрывал уму любой ответ,

И так за это время, время чтенья,

Я путь неимоверный пробегал

И всех веков, и всех умов прозренья

В их совокупной сути постигал!

Был строй во всем! И снова начертанья

Передо мной вступали в сочетанья,

Кружились, строились, чередовались,

Из их переплетений излучались

Все новые эмблемы, знаки, числа,

Вместилища неслыханного смысла.

Шло быстро чтение, я был в ударе.

На миг глазами отдых дать решил

И вдруг заметил: в зале кто-то был.

Старик, по видимости архиварий

(Как я поторопился заключить),

В углу у полки скромно делал что-то,

Над книгой хлопоча, и уяснить

Значение таинственной работы

Мне стало крайне важно. Боже сил,

Что увидал я! Старец подносил

Свой том к глазам, рассматривал с любовным

Вниманием заглавие, – такое,

Что дух захватывало! – ртом бескровным

Дул на него, качая головою;

И после пальцем удалял с трудом

Заглавие, вычерчивал другое,

Вставал и снова тихо вдоль покоя

Расхаживал, снимал за томом том,

Смывал заглавие, чертил другое.

При этом зрелище мне стало жутко.

Все это было слишком не на шутку

Рассудку недоступно, и решил я

Вернуться к чтению; но те уроки,

Что раскрывали мне миры познанья

Лишь миг назад, уже не находил я;

Прозрачный, ясный строй письмен, уму

Сиявший только что, ушел во тьму,

Перемешались тайнописи строки,

И под конец мне глянуло в глаза

Пустой страницы бледное мерцанье.

И вдруг неслышная легла рука

Мне на плечо: увидев старика,

Я выпрямился. На моих глазах

Мой том он в руки взял – невнятный страх

Смутил меня! – и перст его прошел

По переплету, знаки смыв прилежно.

Затем другие знаки, что расчислили

Весь ход миров и заново осмыслили,

Пером старинным он вписал неспешно.

Затем, ни слова не сказав, ушел.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 400. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия