Мы знаем, что тюркское государство, созданное Бумин-ханом и Истеми Ябгу, было разделено на восточную и западную части. Ханы обеих частей находились в политических отношениях с китайцами. Мы ограничимся рассказом лишь о тех связях, которые были важными для тюркской истории.Тюрки и китайцы постоянно соперничали и враждовали между собой за политическое господство в Азии. На Дальнем Востоке превосходство было то у тюрков, то у китайцев. В середине VI века, когда ханы Бумин и Истеми создавали в Центральной Азии великое тюркское государство, Китай потерял политическое единство, и превосходство перешло к тюркам. На территории Китая появилось несколько самостоятельных владений. На западе Китая правила династия Ци. На севере было два государства, которыми владели династии Тоба. Эти государства назывались восточный Вей и западный Вей. Тюрки называли династии Тоба «Табгач» (733). Это были окитаившиеся тюркские роды. Ни один из них не был достаточно сильным, чтобы подчинить себе другой.Сначала мы поговорим о политических отношениях китайских государей с династией Бумина. Китайцы всегда строили свои отношения с тюрками на дву х основных предпосылках:1) стараться сосуществовать в мире с тюркскими правителями, которые были сильными в политическом и военном аспектах;2) вносить раскол между разными тюркскими группировками, сталкивать их друг с другом и таким образом ослаблять тюрков.
В середине VI века, в период, когда создавалось тюркское государство и даже после его создания, китайцы предпочитали мирные отношения с тюрками. Они проявляли к тюркам уважение. Ранее мы уже говорили об отношениях Бумин-хана с представителями рода Табгач, известного под именем «династия западный Вей». Бумин был женат на дочери одного из правителей рода Табгач и, пользуясь нейтралитетом этого рода, сумел победить «жу-жанов».Уничтожение государства «жу-жанов» было на руку и китайцам. Коло-хан (552-553), правивший после Бумин-хана, продолжал отношения дружбы с китайцами. В период правления другого сына Бумин-хана, Букана (553-573), правитель из династии «Чу», пришедшей на смену «западному Вей», женился на дочери Букана и также поддерживал с ним добрососедские отношения.Так же как правитель славного государства Сасанидов, Нуширван считал честью взять себе в жены дочь Истеми-хана, властителя западной части Тюркского государства, также и правитель китайской династии «Чу» надеялся на укрепление своей власти, будучи зятем Букан- хана.Все крупные властители Азии чувствовали необходимость в опоре на дружбу с тюрками, которая давала гарантии безопасности их правлению. Таким образом, периоды властвования Букан-хана и Истеми-хана были одними из блестящих периодов тюркской истории.Наследовавший Букан-хану Тапу-хан (573-583) также поддерживал отношения дружбы с китайцами. Очевидно, что при Талу китайцы предпринимали усилия для распространения буддизма среди тюрков. В первые годы (570-576) царствования Талу правитель династии «северный Ци» Вен Кунг велел перевести на тюркский язык одно из значительных произведений буддизма - книгу «Нирвана сутра», для представления ее в дальнейшем Тапу-хану. Кроме того, во дворец Тапу-хана был направлен буддийский монах, который смог убедить хана принять буддизм. Тапу-хан исполнял обряды буддийской религии, возвел в столице памятник Будды и отправил в Китай послов с тем чтобы они доставили оттуда книги по буддизму.Тапу-хан не ограничился тем, что лично принял буддийскую веру. Он предпринял усилия, чтобы склонить к ней тюрков. Однако буддизм не получил распространения среди тюрков области Орхона.Также нет данных о том, что ханы, правившие после Тапу, были буддистами. Истеми-хан и Иран. Бумин-хан умер в 552 году (735). После этого в восточной части Тюркского государства сначала правили его сыновья, а затем внуки. Брат Бумина и его постоянный соратник Истеми-хан создал новое государство в Западном Туркестане. Оно простиралось от Китайского Туркестана до бассейна Волги и от казахских степей до границ Ирана. В период, когда Истеми-хан создавал государство в Западном Туркестане, в Иране властвовал представитель династии Сасанидов Нуширван (531— 570). Время Нуш ирвана-один из лучших периодов иранской истории. Но уже при отце Нуширвана, Кобаде, Сасанидское государство стало проявлять признаки упадка. В эту эпоху Иран после мощного культурного подъема переживал события, способствовавшие его регрессу, подобно тому как это происходило в истории всех крупных народов.Причин политического и культурного регресса в Иране было несколько. Главной из них. была ужасающая несправедливость в распределении богатств страны. Именно поэтому в последние годы правления Кобада Иран потрясли в ыступления сторонников уравнительства. Нуширван смог подавить их. Он провел целый ряд реформ и сумел на время устранить экономический кризис. Однако сил на противостояние внешним врагам у государства не осталось.У Ирана того периода было два главных врага: на востоке и севере (Туркестан) - белые гунны (тюрки-эфталиты), на западе - Восточная Римская империя. В год восшествия Нуширвана на престол (531) в Западном Туркестане правили эфталиты.Белые гунны в течение двух веков были соседями и врагами иранцев. Между ним и произошло немало войн, впрочем, были и мирные периоды.Согласно договору, который заключил правитель Ирана Бехрам Гур, граница, разделявшая белых гуннов и иранцев проходила по реке Аму-дарье, как это было с древнейших времен в истории Ирана и Турана. Около 484 года хан белых гуннов Аксунвар победил в сражении царя-сасанида Пируза и велел убить его. После этого иранцы стали выплачивать белым гуннам дань.
В 494 г. иранский правитель Кобад, принявший сторону радикальной секты маздакитов, был схвачен своими подданными и брошен в темницу. Сумев бежать из нее, он нашел убежище у царя белых гуннов и женился на гуннке. Вскоре он с войском белых гуннов вернулся в Иран и вновь занял престол.Хотя центром государства белых гуннов был Западный Туркестан, Северный Афганистан также подчинялся им. В конце концов белые гунны заняли и часть Северной Индии. В период своего расцвета государство белых гуннов занимало территорию от Карашара в Китайском Туркестане до Каспийского моря и от казахских степей на севере до Газны на юге. На севере Индии несколько областей также были во владении белых гуннов. Их столица меняла свое местонахождение по мере расширения государства. В начале это был один из городов Западного Туркестана. После овладения Северным Афганистаном у белых гуннов было две столицы: Бамиян и Балх. В одно время столицей белых гуннов был город, который иранцы называли Вариджан, а арабы - Эль-Валидже.