Государство карлуков (середина VIII- первая половина X вв.)
Первые сведения о карлуках известных под именем булак относятся к V в. Название “уч карлук” (три племени карлуков) древнетюркские рунические памятники распространяли на сильный союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени - булак, чигиль (себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтебер. В 742 г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен — карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть восточных тюрков. На короткое время возвысились басмылы — их вождь стал каганом. Глава карлуков и предводитель уйгуров получили звание ябгу. Однако в 744 г. басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. В Центральной Азии возникло новое государство — уйгурский каганат (744—840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, вождь карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата. В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами, чьи значительные группировки расселялись в области Иссык-Куля и Таласа. В результате этог противоборства основная часть огузов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье. В 766 г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов — Таразом и Суябом. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство. Карлуки продолжали расширять границы. В 766—775 гг. одна ветвь карлуков захватила Кашгарию, а в конце VIII в. другая их группировка распространила свое влияние на Фергану. На территории Жетысу сформировалось политическое объединение карлукских племен. Согласно арабским и персидским источникам, карлукское объединение в IX Х вв. состояло из многочисленных разноплеменных групп. В VIII—Х вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах р. Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабской области вплоть до средневекового города Отрара. По данным арабского географа Ибн Хаукаля (X в.), “требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток”. Соперничество на востоке в конце VIII — начале IX в. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии. В 840 г. в центральноазиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы положили конец Уйгурскому каганату, вынудив уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта. Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукской конфедерации. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами угодьями, но и городскими центрами. Согласно “Худуд аль-алам”, в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, который имел большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей. Карлукский каганат однако не обладал прочными экономическими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун, и государство карлуков пало.
16. Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура Ранний этап Истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в китайских источниках в связи с событиями VII в. в западно-тюркской среде. Синологи отождествляют яньмо с племенем йемек (имек). В свою очередь, термин имек, как считают ученые-востоковеды, является фонетической разновидностью имени кимек. Яньмо одно из телеских племен — в начале VII в. обитало в северо-западной Монголии. К середине VII в. кимеки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племени произошло после падения Западно-тюркского каганата в 656 г. Скорее всего, именно в это время возникло ядро кимекского племенного союза. Глава племени кимеков носил титул “шад-тутук”. После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Цeнтральной Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская федерация в составе семи племен: эймур, имск, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племен стал носить титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка различных тюркоязычных народов - карлуков, огузов, уйгуров и др. В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из долины Сырдарьи и Приаралья. Бурные события второй половины VIII—IX вв., в ходе которых кимекские племена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарских ворот и продвинулись на запад вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи, дали толчок развитию государственной организации кимеков. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения у кимеков каганата в конце IX — нач. Х вв. их царь стал носить высший тюркский титул кагана. Таким образом, по мере социального и политического развития кимекского общества от племени до государственного образования шел последовательный переход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей, от шад-тутука до кагана. В ходе становления кимекского государства менялся состав кимекских племен. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего государства он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимекского кагана передавались по наследству детям этих управителей. Зарождение удельно-племенной системы было следствием крупных перемен в общественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений в кимекском обществе. Владельцы уделов, как обычно, находились в подчинении кимекского кагана. Вследствие единения военного и административного начал управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хозяйства и упрочить политический вес. Некоторые из них превращались в полузависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях к захвату верховной власти в государстве. Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив. Кимекские правители совершали успешные походы на юг. В свою очередь, сопредельные династии и народы совершали нападения на становища кимеков. Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекских земель, порой они доходили до Иртыша. В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. Взаимные военные набеги кимеков и их соседей все чаще сменялись мирным общением. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимекам, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов и кыргызов. От Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимекия (Имекия) на Иртыше. В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI в. Вывод: Кимакская держава была могущественным государством.. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла к кыпчакскому объединению. В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. От Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимския (Имския) на Иртыше.В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчак-ских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI в. 17. Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура. С территорией Казахстана тесно связана история государства огузов. Огузское государство сложилось в IX—Х вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизированный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей запада Казахстана, так и кочевые, полукочевые племена и роды Семиречья и Сибири. Первоначальное ядро огузской группировки формировалось в Семиречье, однако, в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого населения Западного Казахстана. В IX в. после длительной борьбы огузские вожди захватили гегемонию в степях Приаралья и Западного Казахстана, разгромив в союзе с Хазарским каганатом тюркские племена печенегов, обитавших ранее на этих землях, Все эти события содействовали укреплению элементов государственной организации у огузских племен. Огузское государство отличалось разнородностью этнического состава, процесс же консолидации огузов в народность не получил своего завершения. Государство огузов, подобно другим государственным образованиям на территории Казахстана не было монолитным. Арабский автор ал-Идриси свидетельствует о наличии у них нескольких “царей” или “князей”. Резиденциями этих правителей стоявших во главе крупных объединений, служили укрепленные ставки, где хранились казна и продовольствие. Огузские “цари” назначали специальные военные отряды для охраны своих владений, а в случае войн и набегов укрывались в крепостях. Главой государства огузов IX—XI вв. был правитель, носивший титул “джабгу”. Власть джабгу передавалась по наследству, хотя он и считался “избранным на царство”. Согласно преданиям, огузские правители выбирались из могущественных ханских родов — (уругов). В основе “избрания” лежала привилегия на власть старшего по сравнению с младшим родичем. Огузское государство по своей природе было раннефеодальным. В нем сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя, а власть джабгу ограничивалась советом военно-племенной аристократии. На фоне разложения родоплеменных институтов развивались патриархально-феодальные отношения. Складывался аппарат управления. В конце Х в. уже функционировала система регулярных налоговых сборов и ханские сборщики имели специальные конные отряды. Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. между огузским джабгу и князем Киевской Руси Святославом был заключен военный союз против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. В конце Х в, в союзе с киевским князем Владимиром огузы нанесли поражение государству волжских булгар. На рубеже Х—XI вв. огузское государство стало приходить в упадок. Учащаются восстания огузских племен, недовольных сбором налогов. Государство огузов пало под ударами тюркских племен кыпчаков, пришедших с востока. Значительные группы огузов под натиском кылчаков ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть империи Караханидов на территории Южного Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и правителей тюрок - сельджуков в Иране. Остатки огузов, разбитых кыпчаками в средине XI в., в дальнейшем растворились среди тюрко-язычных племен Дешт-и-Кыпчака — Страны кипчаков. Вывод: Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кыпчакских племен. Значительная масса огузов под напором кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннахpa и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпча-ками в середине XI в. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и кыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов
|