Цепочка
Защита магистерской диссертации включает в себя доклад диссертанта, ответы диссертанта на вопросы членов комиссии, научную дискуссию по проблемам, затронутым в работе, оглашение отзыва научного руководителя и рецензии на работу. Доклад диссертанта должен отвечать содержанию магистерской диссертации. Продолжительность доклада – до 10 минут. Недопустимо простое перечисление содержания глав с углублением в детали работы. В докладе должны найти отражение: • цель и задачи исследования; • актуальность и практическая ценность; • основная идея работы и наиболее важные выводы с кратким обоснованием. При защите используются демонстрационные материалы в форме слайдов, отпечатанных раздаточных материалов и т. д. Также при поиске работ необходима библиотека диссертаций, в которой производится предварительный поиск схожих по тематике работ.
Литовский танец Цепочка Истоки танцевального искусства литовского народа восходят к очень отдаленным временам, когда литовские племена населяли глухие леса и болотистые равнины на берегах Немана. Они занимались земледелием и скотоводством, охотой и рыболовством. С сельскими работами связаны были основные праздники, обряды и танцы литовского народа. В те отдаленные времена литовский народ поклонялся силам природы. Известно, что существовали танцы, связанные с культом бога грома Перуна. Многие из движений этих танцев до нас не дошли. Однако некоторые элементы старинных танцев пережили языческий культ и перешли в более поздние народные обряды и танцы, исполнявшиеся на христианских праздниках. В эпоху феодализма духовенство и боярство враждебно относились к народному творчеству и к одному из видов его – народным танцам, видя в них протест против феодального гнева и остатки язычества. Но, несмотря на яростное преследование, танцевальное искусство литовского народы не заглохло. Неистощимая фантазия народа создавала все новые и новые танцы, в которых отразились различные стороны его труда и быта. По своему характеру литовские танцы спокойны или сдержанно оживленны. Им свойственно простота и непосредственность. С начала до конца танец исполняется либо плавно, степенно, либо весело, оживленно, без резких смен ритма. Отличительная черта литовских танцев – продуманность построения, сложность композиции, разнообразие и богатство фигур. Именно в рисунке танца особенно сказалась творческая фантазия литовского народа. К этому надо добавить, что все движения и перестроения в танце точно установлены, никакая импровизация в канонизированном рисунке не допускается. Весьма древнего происхождения в литовской народной хореографии танцы, связанные с различными моментами сельскохозяйственных работ, со всем трудом бытом литовского крестьянина. Один из этих танцев – «Ругучай» (колосья) – отображает уборку урожая, косьбу и собирание колосьев. В другом танце – «Малунелис» (мельница) – сложные и замысловатые перестроения исполнителей воспроизводят вращение жерновов, а в одной из фигур исполнители располагаются парами как бы на четыре крыла, которые вертятся вокруг общего центра, как крылья ветряной мельницы. «Йеваро - тилтас» (мост) – танец – игра, в котором поочередно то юноши, то девушки в перестроениях и движениях воспроизводят постройку моста и ветвей; через этот мост под соответствующую песню проходят остальные исполнители. В танце «Кубелас» (бочка) исполнители сходятся в тесный круг и кладут руки друг другу на плечи, образуя группу, напоминающую бочку. Деревенские ремесла дали начало танцам «Кальвялис» (кузнец), который сопровождается песней, повествующей о работе кузнеца, и «Шяучус» (сапожник), где изображены различные моменты шитья сапог. Распространены в Литве танцы, воспроизводящие образы животных. С большим юмором и меткой наблюдательностью передают они особенности животных. Из этого цикла в настоящее время чаще всего исполняется танец «Ожялис» (козлик). Как много раз повторяемый отыгрыш, через весь танец проходит своеобразный ход задиристого и драчливого козла. В других фигурах танцующего изображают, как брыкается и бодается козел, иногда подпрыгивая на двух ногах, и даже воспроизводят драку двух козлов. В танце «Гайдис» (петух) один из исполнителей высокого роста изображает старого петуха, который двигается важной, горделивой поступью, оглядывает свысока окружающих, кричит «кукареку», вытягивая шею и хлопая крыльями. Другие исполнители, поменьше ростом, изображают молодых петушков, которых старый петух учит разрывать лапой землю, клевать зерна, петь. Но маленькие петушки, хитрые и смелые, не очень-то боятся своего наставника и предпочитают играть и драться между собой. Этот шуточный танец пронизан тонким юмором. К этому циклу принадлежит отличающийся изяществом женский танец «Блездингеле» (ласточка), исполняемый с небольшими платочками, изображающими трепещущие крылья. В старину танцев, воспроизводящих движения животных, было значительно больше, чем теперь. Об этом можно судить по ряду названий, сохранившихся в народной памяти: «Заяц», «Сверчок», «Блоха», «Кукушка», «Воробей», но сами танцы до нас не дошли и пока что их не удалось восстановить. Меткий народный юмор сказался в танцах, высмеивающих молодую вдову, довольную тем, что избавилась от старого мужа – лентяя, засыпающего на хожу и т.д. Основой массовых танцев являются сложные перестроения и переходы танцующих. Таковы танца: «Шустас» (шумное веселье), «Муштинис» (хлопки, удары), «Аплинктинис» (вперегонки по кругу). Особенно популярен из танцев этой группы «Сунктинис» (крутиться, вертеться), в котором пары быстро, со стремительными поворотами несутся одна за другой по кругу. Исполнением веселого, живого танца «Суктинис» обычно заканчиваются молодежными балы-вечеринками. Большой ловкости, подвижности, точности движения требуют от исполнителей танец «Микита»; исполнители его – юноши – держат в руках длинные палки, которые они обыгрывают, то подлезая под них, то перепрыгивая через них. Особенное место в литовской хореографии занимают свадебные танцы. Многие из них сохранились в обычаях деревни до настоящего времени. Наиболее древний из свадебных танцев – «Садуте» - исполняется подругами невесты на девичнике, накануне свадьбы. Его обрядовые корни особенно отчетливы. Раньше этот танец был приноровлен к празднику летнего солнцестояния, исполняли его украшенные венками девушки, они бросали цветы в костер. В свадебном варианте танца «Садуте» содержание несколько иное: в нем девушки прощаются со своей подругой – невестой, покидающий их девичий круг. Невеста сама а танце не участвует, основные исполнительницы – подруги невесты, - танцуя, украшают её венками и цветами. Танец «Садуте» очень сложный, состоит из многих фигур и массовых перестроений, точно установленных народным обычаем. В некоторых местностях Литвы народная свадьба до сих пор разыгрывается как целое театрализованное представление, участники которого поочередно исполняют каждый свой танец. Наиболее распространен из них «танец невесты», в котором девушка прощаются со всеми парнями своей деревни, спутниками юности, и, наконец, подойдя к жениху, с ним вместе заканчивает танец, как бы отдавая в его руки свою судьбу. После свадебного пира начинаются танцы с участием всех гостей: исполняются здесь любые народные танцы, причем между родственниками жениха и родственниками невесты подчас завязывается соревнование, кто кого перещеголяет в ловкости движения. В 1940 году литовский народ сверг ненавистный режим буржуазной республики и вошел в семью братских народов Советского Союза. Перед ним открылись неисчерпаемые возможности настроения своей культуры – социалистического по содержанию, национальный по форме. После организации в 1944 году Ансамбля танца и песни Литовской ССР народный танец стал широко исполнятся на профессиональной сцене. Руководители ансамбля тщательно собирают, изучают и восстанавливают забытые народные танцы, показывают их на сцене и исполнением лучших мастеров. Балетмейстер ансамбля лауреат Государственной премии Ю. Лингис в 1949 году опубликовал книгу «Литовский народный танец», выдерживающую уже три издания. В ней отражает все богатство танцевального искусства литовского народа, начиная со старинных обрядовых танцев, кончая танцами, вошедшими в быт молодежи в последнее время. В Советской Литве появляются новые танцы, отображающие колхозную жизнь. Наиболее интересен и популярен из них игровой хоровод «Колукио пирминикас» («Председатель нашего колхоза»). Один из участников хоровода, изображающий председателя колхоза, выходит на середину, остальные двигаются по кругу и поют песню. «Председатель» вызывает в кругу одну из девушек, как лучшую птичницу или доярку, а сам становится на её место. Девушка вызывает в кругу юношу, как лучшего бригадира или тракториста, тот опять вызывает девушку и так до конца игры, пока в середине круга не побывает все её участники. Текст песенного сопровождения меняется в зависимости от того, кто выходит в круг: председатель, доярка, бригадир и т.д. В 1960 году, во время торжественного празднования 20-летия Советской Литвы, в республике была проведена Неделя народного искусства. Художественные коллективы в городах и селах увлеченно готовились к ней. Лучшим исполнителям была предоставлена возможность выступить на сцене столичных театров. Величественное зрелище представляло заключительное выступление на массовом поле в Вильнюсе многотысячных сводных хоровых и танцевальных коллективов, демонстрировавших богатство народной песни и танца. К этой же дате Литовский театр оперы и балета подготовил новый балет «Эгле – королева ужей», музыка Э. Бальсиса, балетмейстера В. Гривицкас. Сюжет, взятый из народной сказки, повествует о трагической судьбе дочери земли – Эгле и её возлюбленного царя ужей – Жильвинаса. Ярко выраженный национальный колорит музыки и органическое сочетание в постановке классики с литовским танцевальным фольклором способствовало созданию интересного сказочного спектакля.
|