ХОДЫ И ДВИЖЕНИЯ НА МЕСТЕ
Движение №1. Простые шаги. Простые шаги часто встречаются в литовских танцах. Щаги выполняются легко, нога опускаются на всю стопу. Двигаться простым шагом исполнители могут по прямой, вперед и назад, вправо и влево, по кругу и т.д. Движение №2. Шаги вперед, одна нога накрест другой. Исполнитель делает шаги на полупальцы вперед накрест опорной ноги. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение встречается в мужском танце «Микита». Движение №3. Шаги вперед, одна нога накрест другой с чередующиеся переступания на месте. Сделав шаг вперед накрест опорной ноги, исполнитель два раза переступает на месте, одна нога накрест другой. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение продолжается с левой ноги. Движение встречается в мужском танце «Микита», в котором исполнители этим движением переступают через палку, лежащую на полу. Движение №3: «раз» Движение №4. Боковые шаги. Боковые шаги могут выполнятся в двух вариантах. 1. Исполнитель делает боковой шаг на всю ступню, затем подставляет ногу к опорной ноге по 6-ой позиции. 2. Исполнитель делает боковой шаг на полупальцы, затем ставит другую ногу на полупальцы спереди накрест опорной ноги. Пример второго варианта бокого шага. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Боковыми шагами исполнитель может продвигаться вправо, начиная ход правой ногой, и влево, начиная ход левой ногой. Движение №5. «Качающийся шаг». Исполнитель делаешь широкий боковой шаг, слегка приседая, затем дважды переступает на месте. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение повторяется с другой ноги, корпус наклоняется на правый бок. При выполннении «качающихся шагов» исполнители как бы покачиваются из стороны в сторону. Движение часто выполняется лицом друг к другом.
Движение №5: «раз»Движение №6: «раз» Движение №6. Легкий бег. Отличительной особенностью легкого бега в литовском танце является небольшое приседание после беглого шага, причем другая нога отделяется от пола, согнутая в колене. Исходное положение ног: 6-я позиция. Исполнитель делает небольшие беглые шаги вперед, опускаясь с носка на всю ступню и слегка приседая. С каждым шагом другая нога поднимается невысоко вперед, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем свободен. Шаги исполняются в обычном музыкальном размере 2/4, на каждую четверть такта – один шаг. Легким бегом можно двигаться вперед, назад, по кругу, вращаться на месте и т.д. На движении легкого бега построен весь танец «Мельница», в котором в ряде фигур исполнители расположены попарно, в затылок друг за другом, и держась за руки. (положение №14)
Движение №7. Шаги с подскоками. Исполнитель делает шаг вперед, отделяя от пола другую ногу, согнутую в колене, и подскакивает на опорной ноге. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Исполнители этими шагами могуд двигаться по кругу, по прямой, менятся местами, вращатся и т.д. Движение №8. Подскоки поочередно то на двух ногах, то на одной ноге. Исполнитель делает подскоки, опускаясь поочередно: на обе ноги, на правую ногу, на обе ноги, на левую ногу. Свободная нога поднимается вперед. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение продолжается с другой ноги, В мужском танце «Микита» во время подскока на одну ногу свободная нога поднимается вперед и перебрасывается через палку. Двиежение №8: «раз»
Движение «8: «два» Движение №9. Перескоки из стороны в сторону. Исполнитель перескакивает с одной ноги на другую, затем дважды переступает на месте, одна нога накрест другой. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. «два»«и» «раз»«затакт и»
Движение продолжается с левой ноги. Движение №10. Перескок из 6-й позиции во 2-ю паралелльную позицию и обратно. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение №11. Концовка в три удара. Тремя ударами всей ступней об пол зачастую заканчивается то или инное движение. та или инная фигура литовского танца.Удары выполняются по 6-ой позиции, колени слегка присогнуты и направлены вперед. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Удар на счет «раз» можно выполнять так же с перескоком
Движение №12. Полька. В литовском танце существует несколько видов польки наиболее характерные виды. 1-Й ВИД. Полька исполняется небольшими шажками на низких полупальцах, перед первым шагом исполнитель делает небольшой подскок. Колено опорной ноги свободно. Колено подтянутой ноги присогнуто и направлено вперед, подъем свободен. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение продолжается с другой ноги и выполняется: по прямой и по кругу, вперед и назад,с вращением на месте и т.д. «затакт и»«раз»«и» «два»«и» Й ВИД 2-Й ВИД. Полька исполняется более крупными шагами со значительным продвижением вперед. Подскок на «затакт» выполняется также на низких полупальцах, на работающая нога поднимается вперед не согнутая, а свободная в колене. Первый шаг на счет «раз» выполняется на всю ступню, следующие два шага – на низкие полупальцы.
Движение №13. Полько с поворотом во время подскока. Движение комбинированное: на 1-й такт выполняет полька, на 2-й таки – концовка в 3 удара (Движение №11). Полька выполняется небольшими шагами: первый шаг на всю ступню, следующие два шага – на низские полупальцы. На счет «два – и» следует подскок на одной ноге с поворот в воздухе на полный круг. Если полька начинается с правой ноги, подскок выполняется на правой ноге с поворотом вправо, концовка начинается с левой ноги, когда полька начинается с левой ноги, подскок выполняется на левой ноге с поворотом влево, концовка начинается с правой ноги. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.
Движение №14. Прыжки с поным поворотом в воздухе. Исполнителает высокий прыжок с полным поворотом в воздухе и опускается на ноги по 6-й позиции. Движение обычно сочетается с концовкой в три удара. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.
ЛИТОВСКИЙ ТАНЕЦ «РУГУЧАЙ» Р У Г У Ч А Й – в дословном переводе – колосья. «Ругучай» - танец жнецов, отображающий просьбы косьбы и уборки урожая. Юноши косят, девушки собирают скошенные колосья и складывают их в копну. В движениях передана и умелая работа молодежи и непосредственное веселье, сопровождающее труд. «Ругучай» популярен в художественной самодеятельности и любим литовской молодежью. Танец парно – массовый, исполняется любым количеством пар. Построен на движениях: шаг с подскоком, «качающийся шаг», полька. Танец имеет определенный рисунок, исполнители должны сохранять круг, соблюдать интервалы и т.д. выполняется танец дружно, весело. Предлагаемая схема танца рассчитана на четыре пары: в основу её взята постановка «Ругучай» лауреата Государственной премии Ю.Лингис в исполнение Ансамбля песни и пляски Литвы. Выход. 8 тактов, музыка «Вступление».
Подготовка к танцу. 4 такта, музыка – конец «Вступления».
|