Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные категории творчества





Творческое мышление - (продуктивное) мышление, по определению Я.Л. Пономарева, "непосредственно открывает новое". Кроме того, по утверждению Я.Л. Пономарева, мышление всегда является творческим, так как возникает в ситуациях задач, для решения которых у субъекта нет готовых средств. В данной ситуации в качестве ядра творческой деятельности может быть рассмотрен творческий акт, который, согласно Я.Л. Пономареву, проходит четыре основных этапа:

- подготовка (сознательная работа),

- созревание (несознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи),

- вдохновение (в результате несознательной работы в сферу сознания поступает идея какого-нибудь открытия, сначала в гипотетическом виде)

- развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Идеи Я.Л. Пономарева относительно творческого мышления, как средства открытия качественно нового, разделял

Библер В.С. рассмотрел процесс человеческого мышления непосредственно как творчество. Оно может осуществляться только во внутреннем диалоге и только с помощью последнего.

Гилфорд Дж. (1967) говорил о мышлении как соединения двух факторов: дивергентного (открытого, синтезирующего, инновационного) и конвергентного (осторожного, традиционного, репродуктивного). Дивергентные мыслители, по определению Дж. Гилфорда, предлагают использовать предметы самым неожиданным и оригинальным способом в самых разных сферах, в то время как конвергентные мыслители, как правило, перечисляют только прямые функциональные назначения предметов относительно одной сферы.

Е. Боно (1997) подразделяет все виды мышления на два основных - вертикальное и латеральное, наделяя их соответствующими характеристиками. Вертикальное мышление Боно рассматривает как последовательное, аналитическое, которое использует лишь известные модели, латеральное - которое имеет творческую природу, направленую на смену существующих моделей (модель - повторяемая последовательность проявлений активности нервной системы). Оно в определенной мере непредвиденное, свободное от ограничений и т.п. Латеральное мышление и есть тем процессом, цель которого - найти более эффективную модель, процесс, который протекает по большей части интуитивно.

Творческие способности

Творческие способности, по мнению Ермолаевой-Томиной Л.Б. в отличие от специальных способностей, которые определяют успеваемость в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

По мнению некоторых авторов (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я.Л. Пономарьов), творческие способности (креативность) являются самостоятельным фактором, не зависимым от интеллекта.

Дружинин В.Н. предположил, что творческие способности человека (это понятия он приравнивает к понятию креативности) могут быть детерминированы каким-то гипотетическим свойством нервной системы, именованной "пластичность". Способности человека определяют производительность соответствующих им видов активности и деятельности. "Креативность и общий интеллект, - пишет В.Н. Дружинин, - есть способностями, связанными с двумя способами взаимодействия сознательным и несознательным при зарождении психического акта: склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) активности, склонность к доминированию несознательного - к проявлению форм неадаптивной активности ("сверхнормативной"), в том числе - творческой".

Креативность

Подмена понятий "креативность" и "творческие способности" довольно часто встречается в существующей по данной проблеме литературе. Гилфорд в 1967 году определил креативность, как некоторую совокупность умственных и личностных способностей (качеств), которые оказывают содействие становлению и проявлению творчества. Он выделил шесть основных параметров креативности:

1) способность к выявлению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) семантическая гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

4) оригинальность - способность вырабатывать отдаленные ассоциации, необыкновенные ответы, позднее определенная Дж. Гилфордом как способность отвечать на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать объект, прибавляя детали;

6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Почти через десять лет Л.Б. Єрмолаева-Томина (1975) подняла вопрос о наиболее важных характеристики креативности. Таких она выделила пять:

1. Наличие интеллектуальной, творческой инициативы, способность выходить за рамки задач и требований непосредственной действительности.

2. "Широта категоризации" - способность к широким обобщениям явлений, не связанных между собою наглядной, очевидной категориальной связью.

3. Скорость мышления, которое определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, которые возникают из повода даже самого незначительного стимула.

4. Гибкость мышления - способность переходить довольно быстро с одной категории в другую, от одного способа решения к другому.

5. Оригинальность мышления - самостоятельность, необычность решения.

Креативность развивается в процессе деятельности и закрепляется в структуре личности, соединяясь с ее ведущими мотивами. С одной стороны, она реализуется в процессе творчества и представляет его мотивационную основу, а с другой - развивается и формируется в зависимости от его особенностей и условий.

Творческая направленность личности

Творческая направленность представляет собой синтез особенностей личности и ее познавательных возможностей, мотивационных и познавательных характеристик, адекватной единицей, которая отражает процесс взаимодействия этих характеристик. Бесспорно, что на современном этапе перестройки профессиональной школы следует исходить из того, что "творчество - это не какая-то отдельная сторона профессиональной работы, а наиболее важная и необходимая его характеристика".

Периферическое звено психологической структуры творчества учитывает дифференциальные характеристики творческого человека: способности и качества личности. Именно они оказывают содействие "произвольному поиску, интуитивному решению, его вербализации и формализации". Таким образом, в число компонентов, необходимых для творческой направленности личности, которая представляет "интегральный показатель ее включенности в жизненный процесс человека", входят способности. Г.Н.Закинчак определяет их как личностно-психологические особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнения какой-нибудь деятельности/деятельностей, что отличает одного человека от другого и не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Творческая направленность профессиональной деятельности позволяет включать в нее специальные способности, то есть "личностно-психологические особенности человека, которые отвечают данной деятельности и есть условием ее успешного выполнения".







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1069. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия