Студопедия — ПОЛЕМИКА МЕЖДУ «ЧИСТОЙ» И «РЕАЛЬНОЙ» ПОЭЗИЕЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЛЕМИКА МЕЖДУ «ЧИСТОЙ» И «РЕАЛЬНОЙ» ПОЭЗИЕЙ

ПОЛЕМИКА МЕЖДУ «ЧИСТОЙ» И «РЕАЛЬНОЙ» ПОЭЗИЕЙ

 

Во второй трети XIX века в русской поэзии, как и в русской словесности в целом, намечается смена эпох, обусловленная рядом историко-литературных факторов.

1. Во-первых, происходит естественная смена поколений. Еще в 1830-е гг. живой классик русской “романтической школы” В.А. Жуковский отказывается от поэтического творчества в пользу гражданского долга – быть, по словам П.Я. Вяземского, “представителем и предстателем Русской Грамоты у трона безграмотного” – и избирает для себя педагогическую и переводческую деятельность. Уходит из жизни “золотое” поколение русской поэзии – А.С. Пушкин (1837), А.И. Полежаев (1838), М.Ю. Лермонтов (1841), А.В. Кольцов (1842), И.А. Крылов (1844), поэты пушкинского круга – А.А. Дельвиг (1831), Д.В. Давыдов (1839), Е.А. Баратынский (1844), Н.М. Языков (1847) и др. Лишь П.А. Вяземский, “звезда разрозненной плеяды”, на три десятилетия переживет свое поколение, чтобы в 1872 году почувствовать себя “забытым каторжником на каторге земной”, безропотно несущим тяжесть “ярма земного” (“Все сверстники мои давно уж на покое…”).

2. Во-вторых, к 1840-м годам романтизм, питавший поэзию свойственной ему апологией внутреннего мира, настолько растиражировал и дискредитировал себя в массовой литературе, что отождествлялся писателями с “духовной золотухой”, “одной из злотворнейших психических эпидемий” (А.И. Герцен), сокрушить которую можно лишь “бичом юмора” (В.Г. Белинский). Поэт А.Н. Майков, характеризуя 1840-е годы, напишет о том, что “слова “романтизм”, “романтик”, “романтический” и проч. сделались оскорбительными”.

Все это привело к тому, что вместе с романтической люлькой пытались выбросить и лежавшего в ней ребенка: негативное отношение к романтизму вылилось в неприятие поэзии в целом. Так, поэта сравнивали с пахарем, который за плугом “выделывал бы танцевальные па” (Л.Н. Толстой), с канатоходцем, приседающим на каждом шагу, а стихи называли “праздными созданиями полупьяной фантазии” (М.Е. Салтыков-Щедрин). Даже И.С. Тургенев, самый лиричный прозаик второй трети XIX в., вошедший в литературу в качестве поэта и закончивший свой путь “Стихотворениями в прозе”, неоднократно признавался в неприязни (“положительной, чуть ли не физической антипатии”) к своему поэтическому наследию (письмо Венгерову 1874 г.). В подобной “антипатии” кроется не столько недовольство зрелого мастера своими ранними неумелыми опытами, сколько характерный дух самóй прозаической эпохи, угаданный еще в 1835 г. В.Г. Белинским. “Нет виноватого, – писал критик в статье “О русской повести и повестях г. Гоголя”, – причина в духе времени, во всеобщем и, можно сказать, всемирном направлении”. “Форма и условия” прозаических жанров (повести, романа) “удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни”. Упрочение позиций критического реализма с его почтительным отношением к эмпирическому факту, к социальной обусловленности человека привел к понижению спроса на поэзию.

Поэтому, несмотря на то что на поэтическом небосклоне в середине XIX века появляются новые имена (Н.А. Некрасов, А.Н. Плещеев, А.А. Фет, Ф.М. Тютчев, А.Н. Майков, Я.П. Полонский и др.), не они определяют магистральную линию развития русской литературы. Эстафета литературного первенства переходит к поколению прозаиков – А.И. Герцену, И.С. Тургеневу, С.Т. Аксакову, И.А. Гончарову, Ф.М. Достоевскому, Л.Н.Толстому и др., и именно эпическая проза становится в авангарде литературного движения, именно она диктует свои права и оказывает сильное влияние на поэзию середины века.

Выражением этого “диктата” стало стремление подчинить поэтический текст свойственному для прозы требованию простоты и естественности. Процесс ПРОЗАИЗАЦИИ ПОЭЗИИ, заявивший о себе еще в поздней лирике Пушкина, коснулся всех уровней поэтической структуры.

· Следует вспомнить достаточно широкое обращение поэтов середины века к пограничным случаям стиха и прозы (появление свободного стиха в лирике Фета, Полонского, Михайлова; создание Тургеневым вслед за Ш.Бодлером и А.Бертраном “стихотворений в прозе” – по авторскому определению, “стихотворений без рифм и размера”),

· наступление трехсложников как наиболее близких разговорной речи метров (“Тройка”, “Мы с тобой бестолковые люди” Некрасова, “На заре ты ее не буди” Фета),

· экспансию приблизительной и неточной рифмы,

· упрощение строфики,

· отказ от поэтической многозначности слова, проявившийся особенно заметно в некрасовской школе поэзии,

· широкое обращение к “ролевой” лирике и т.д.

Богатство поэтической формы, культивировавшееся в первой трети XIX века (“золотой век” русской поэзии проходил под знаком новизны и новаторства), уже не является самоцелью, и стих становится все более прозоподобным[1]. Как писал Некрасов в статье “Русские второстепенные поэты” (1849), “Пушкин и Лермонтов до такой степени усвоили языку стихотворную форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий, владеющий в некоторой степени механизмом языка”. Поэтому поэтические поиски теперь смещаются в сторону освоения новых сторон человека и мира.

Стремясь подчинить поэзию нормам эпической прозы, лирика стремится к изображению уже не только внутреннего мира лирического героя, но и внеположной ему окружающей действительности. Эта тенденция обусловила эстетический раскол в русской поэзии середины века: к 1850-м годам здесь формируются два основных ТЕЧЕНИЯ – “РЕАЛЬНОЙ” (“демократической”) и “ЧИСТОЙ” ПОЭЗИИ. Первое было связано с именем Н.А. Некрасова, вокруг которого сформировалась целая поэтическая школа, вторая – с именем А.А. Фета, которого И.С. Тургенев именовал «жрецом чистого искусства».

ИСТОКИ этого раскола находятся в журнальной полемике “УТИЛИТАРИСТОВ” и “ЭСТЕТОВ”, развернувшейся в начале 1850-х гг. по поводу пушкинского и гоголевского наследия.

1) точка зрения “утилитаристов”: По мнению Н.Г. Чернышевского (с ним были солидарны Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов), литература должна выполнять воспитательную функцию и приносить непосредственную пользу обществу. Образец подобной эстетической установки “утилитаристы” видели в прозе Гоголя, сатирически изображающей социальную действительность. По словам Чернышевского, именно Гоголь “первый дал русской литературе решительное стремление к содержанию, и притом стремление в столь плодотворном направлении, как критическое” (“Очерки гоголевского периода русской литературы”, 1855). Подобное требование распространялось и на поэзию, которой, в ущерб красоте и богатству поэтической формы, предписывалось быть исполненной гражданского пафоса и общественного служения.

Именно такую художественную задачу – создания “дельной поэзии” (В.Г.Белинский), – ставил перед собой Н.А. НЕКРАСОВ, издавая свой второй поэтический сборник 1856 г., значимое место в котором занимают программные стихи, посвященные теме поэта и поэзии, – “Праздник жизни – молодости годы…”, “Блажен незлобивый поэт…”, “Муза”, “Замолкни, Муза мести и печали…” и др. Поэтическое ремесло здесь представлено как изнуряющий и жертвенный труд (недаром образ страдающего Христа становится лейтмотивным). Поэт – это пророк, вещающий от лица угнетенного народа – той самой «презренной толпы», которую отвергали романтики. Долг поэта – “громить пороки смело”, жить “для блага ближнего”, “быть гражданином”, “заступником за безгласных и приниженных”; отсюда – то амбивалентное чувство любви-ненависти (любви, “что добрых прославляет, что клеймит злодея и глупца”), которое движет поэтом. А посему главная ценность поэзии не в гармонической стройности художественной формы (“Нет в тебе поэзии свободной, / Мой суровый, неуклюжий стих! / Нет в тебе творящего искусства…”), а в силе лирического переживания и эмфатического воздействия на читателя (“Но кипит в тебе живая кровь, / Торжествует мстительное чувство, / Догорая, теплится любовь”). Наиболее ёмко эта позиция выразилась в слогане из стихотворения «Поэт и гражданин», избранного автором в качестве эпиграфа к сборнику: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Следуя этому девизу, Некрасов делает доступными для поэзии новые стороны действительности, прежде считавшиеся непоэтическими, – это конфликт труда и капитала, вызывающий у лирического героя две основные эмоции – язвительного смеха (в сатирических стихотворениях, героями которых становятся чиновники-казнокрады, помещики-самодуры, промотавшиеся аристократы) и скорбного плача (в произведениях о городской бедноте, ютящейся по петербургским “углам”, о русском крестьянстве с его непосильным трудом и безрадостным бытом; доминирующими здесь становятся мотивы смерти и разрушения). Осваивая сословный быт России середины века, некрасовская поэзия, становится близкой жанру “физиологического” очерка “натуральной школы” с его этологической поэтикой. Более того, Некрасов раздвигает сословные рамки поэтического языка: вместе с “ролевыми” персонажами (“Калистрат”, “Нравственный человек”), с героями и повествователями поэм 1860-х гг. проникает в его поэзию социальное “разноречие”; излюбленным героем становится русский крестьянин со своей судьбой и своим словом о мире. В поисках этого “мужицкого” слова автор обращается к фольклорным жанрам (лирической песне, причитанию, волшебной сказке и др.). Недаром Муза поэта выступает, вопреки поэтической традиции, в крестьянском обличье (“Вчерашний день, часу в шестом…”, “Муза”).

Поэтические открытия Некрасова были подхвачены Н.А. Добролюбовым, И.С. Никитиным, И.И. Гольц-Миллером, М.Л. Михайловым, Л.Н. Трефолевым, поэтами-«искровцами» В.С. Курочкиным, Д.Д. Минаевым и др. (к этим поэтам уже в 1860-е годы применялась аттестация «некрасовской школы»). В их творчестве мы найдем свойственное некрасовской поэзии обращение к злободневным проблемам современности, тот же сатирический (Минаев, Курочкин) и трагический (Добролюбов, Никитин) пафос, те же фольклорные стилизации (“Песня о камаринском мужике”, “Дубинушка” Трефолева), те же эстетические идеалы. Вслед за своим учителем «некрасовцы» провозглашали гражданское служение как основную цель поэзии. Достаточно упомянуть никитинское определение поэта как “воина чести”, “глашатая правды и пророка” («Поэту»), чье “укоряющее” слово призвано, как “правосудный гром”, пробуждать ум и потрясать душу читателя, воскрешая его “для жизни новой” (“Певцу”).

 

2) точка зрения “эстетов”: Противоположной точки зрения придерживались критики А.В. Дружинин и В.П. Боткин, которые вслед за пушкинской сентенцией из стихотворения «Поэт и толпа» («Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв»[2]) доказывали равноценность «чистого искусства», т.н. «артистического направления», которое, в отличие от “мрачной сатиры” Гоголя, решало исключительно эстетические задачи. Как писал А.В.Дружинин в статье “Критика гоголевского периода русской литературы” (1856), “текущая словесность изнурена, ослаблена своим сатирическим направлением”, поэтому спасение нужно искать в “светлой и гармоничной” художественной форме, запечатлевающей вечные эстетические ценности и идеалы. Прообразом такой формы стала для Дружинина поэзия Пушкина.

Наиболее последовательно принципы “артистической” критики реализовал в своем поэтическом творчестве А.А. ФЕТ. «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте», – писал он в своей программной статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» (1859). В предисловии к третьему выпуску “Вечерних огней” он называл поэзию “единственным убежищем от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских”. Позже, уже в конце жизни, он признавался: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Культ прекрасного (вечной и “чистой” красоты), таким образом, стал основой фетовского поэтического мира[3]: «Целый мир от красоты, / От велика и до мала, / И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало” (“Целый мир от красоты…”); “ Нельзя пред вечной красотой / Не петь, не славить, не молиться” (“Пришла, – и тает все вокруг…”); “Еще люблю, еще томлюсь / Перед всемирной красотою / И ни за что не отрекусь / От ласк, ниспосланных тобою…” (“Еще люблю, еще томлюсь…”) и т.д.

Не сиюминутная “злоба дня”, а вечность, не мучительное страдание, а “ высокое наслаждение” и “исцеление от муки” – так определял сущность поэзии Фет в стихотворении «Муза», полемизируя с некрасовскими поэтическими декларациями. Воплощением вечной красоты для поэта предстают природа и человеческие чувства – “блаженный мир любви, добра и красоты”. Идеальным локусом этой “вечной красоты” стал в его лирике идиллический образ усадьбы – земного рая, в котором возможно гармоническое слияние человеческого (дом) и природного (сад) начал. Но обретение рая на земле аранжируется романтическим мотивом ухода, бегства от реальности в мир фантазии, мечты, грезы (“Quasi una fantasia”).

Эстетические воззрения Фета разделяли и другие поэты второй половины XIX века – Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой, А.А. Григорьев, Н.Ф. Щербина, Л.А. Мей и др. В лирике сторонников “ чистого искусства ” мы найдем фетовскую декларацию свободы поэтического слова от социально-политической ангажированности (“Мысль поэта” Майкова), ту же характерную апологию красоты (“Поэту-гражданину” Я. Полонского), те же романтические мотивы ухода (“Silentium” Тютчева), такое же представление о божественной природе поэтического слова (“Поэзия” Тютчева, “Лунатик” Мея”). Поэт здесь представлен свободным певцом, в момент поэтического озарения прикасающимся к духовному абсолюту Творца и его творения: “Нет! в лоне у Тебя, художника-творца, / Почиет Красота и ныне, и от века, / И Ты простишь грехи раба и человека / За песни Красоте свободного певца”. (“Не верю, Господи, чтоб ты меня забыл…” Мея). В этой поэтической сентенции кроется чисто романтическое убеждение в мессианистическом значении поэта, пытающегося перевести «невыразимое» божественное Слово на язык поэзии.

Разница между двумя поэтическими течениями особенно очевидна, когда поэты обращаются к одному и тому же предмету. Так, Фет, блестяще переводивший, по словам Полонского, песни соловья на русский язык, в стихотворении “Безобидней всех и проще…” дает образец “ролевой” лирики: перед нами монолог соловья, запертого в золотой клетке любимой девушкой. Однако неволя, если и вызывает у персонажа добровольное желание смерти, то эта смерть несет с собой экстатическое наслаждение («Пусть умру я, распевая, / От восторгов и усилья»). Тем самым образ соловья у Фета осмысляется в романтической традиции – как символ идиллического единства природы и человека в момент любовного переживании). Не то у Добролюбова в стихотворении “Соловей”. Исходная ситуация, казалось бы, та же: соловей пойман в силок птицелова. Однако замена женского рода на мужской, негативная физиологическая деталь (“ толстый хозяин”) и дополнительное физическое увечье (соловья ослепляют ради более благозвучного пения) кардинально меняют смысл стихотворения: любовная коллизия подменяется социальной, возникает аналогия с жизнью “маленького” человека, подвергшегося насилию со стороны угнетателей, и надрывная песня соловья («рыданья и стоны в мелодии песни твоей») вызывает у читателя ответные скорбные эмоции.

Противостояние двух линий развития русской поэзии было достаточно острым и обоюдно пристрастным. Так, например Салтыков-Щедрин саркастически именовал поэзию «чистого искусства» «мотыльковой», а Фета (которому более всех досталось от демократической критики) – поэтом «запоздалым» и несвоевременным. Он издевался в равной мере над стихами Каролины Павловой ("мотыльково-чижиковая поэзия") и Фета ("эмбрионическая поэзия", "Слабое присутствие сознания составляет отличительный признак этого полу-детского миросозерцания"). По мнению писателя, мир изменился, и от поэта теперь требуется повышенное внимание к злободневным вопросам современности: «Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований». Д. Писарев прямо называл поэзию Фета «промахами незрелой мысли» (именно такое название получила его статья о поэте, «поющем тоненькою фистулою о душистых локонах», в журнале «Русское слово» за 1864). А поэт-«искровец» Д. Минаев неоднократно пародировал поэзию «чистого искусства». И что характерно, излюбленной формой его пародий был строчный палиндромон, допускающий обратный порядок чтения стихотворного текста: указывая на «бессодержательность» и поэтическую бессвязность стихотворений «чистого искусства», Минаев записывал поэтические фразы в обратном порядке (таким палидромным «пересказам» подвергались фетовские «Шепот, легкое дыханье», «Уснуло озеро; безмолвен черный лес»)[4]. И даже В.Г. Белинский, в целом сочувственно отнесшийся к поэзии Фета в обзоре «Русская литература в 1843 году», в письме к В.П. Боткину этого же года сетовал на идейно-тематическую ограниченность сочинений молодого поэта: «…когда случится пробежать стихи Фета или Огарева, я говорю: “Оно хорошо, но как же не стыдно тратить времени и чернил на такие вздоры?”».

Подобные упреки звучали и в адрес других поэтов «чистого искусства». В частности, Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты», отмечая оригинальность поэзии Тютчева, отказывает ей в содержательности: «Самый трудный род поэтических произведений, - утверждает Некрасов, – это те произведения, в которых, по-видимому, нет никакого содержания, никакой мысли; это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная двумя-тремя чертами». Двойственность такой похвалы очевидна.

В свою очередь, сторонники «чистого искусства» отказывали «некрасовцам» в знании законов поэтического ремесла, считая их дилетантами в области искусства. Чего стоит реплика И.С. Тургенева по поводу стихотворений Н.А. Некрасова: «Поэзия в его стихах и не ночевала!» А Фет не раз отмечал «непоэтичность» стихотворений Некрасова, называл сторонников гражданской поэзии «псевдопоэтами» и упрекал их в отсутствии творческой свободы: «Влача по прихоти народа / В грязи низкопоклонный стих, / Ты слова гордого: свобода / Ни разу сердцем не постиг» (“Муза”).

 

Однако в заключение следует добавить, что деление русской поэзии на “чистую” и “реальную“ не стоит абсолютизировать: творчество поэтов богаче их эстетических деклараций и манифестов. Майков, например, числящийся по ведомству “чистого искусства”, в начале своего творческого пути находился под сильным влиянием “натуральной школы” и свою поэму “Машенька” опубликовал в “Петербургском сборнике” (1846), редактором которого был Некрасов. Бестенденциозный А. Толстой был весьма тенденциозен в своих сатирических стихах (“Пантелей – целитель”, “Сон Попова” и др.) и явился соавтором знаменитой литературной мистификации “Козьма Прутков”. Полонский сочувственно относился к поэзии Некрасова, и многие его поэтические образы соотносятся с образами некрасовской школы (“Нищий”, “Соловьиная любовь” и др.). Некрасов, в свою очередь, создал замечательные, по-тютчевски трагические любовные стихотворения (“Я не люблю иронии твоей”, “Горящие письма”, “Мы с тобой бестолковые люди...”), а Никитин – по-фетовски гармоничные образцы пейзажной лирики (“Вечер ясен и тих…”, “Когда закат прощальными лучами…”). И здесь вспоминается примиряющий голос Аполлона Григорьева, рассматривавшего оба течения как две закономерные стороны общего развития литературы послепушкинского периода. По мнению известного критика и поэта, истинные художники едины в своем служении идеалу и разнятся лишь в формах выражения своего служения. “Не надобно забывать”, - писал он в статье “Стихотворения Н. Некрасова”, - “что руководящий идеал, как Егова израильтянам, является днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Но каково бы ни было отношение к идеалу, оно требует от жреца неуклонной, неумытной правды”. Примеры такого жреческого служения поэтической Музе мы с избытком обнаружим в русской лирике середины XIX века.

 

 


[1] Об общих тенденциях стиха в поэзии второй трети XIX века см.: Гаспаров М.Л. Время Некрасова и Фета // Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. – М.: Фортуна Лимитед, 2002. – С. 168-213.

[2] Показательно, что именно эта пушкинская цитата избирается Фетом в качестве эпиграфа к своему программному стихотворению «Муза».

[3] Подробнее о фетовской эстетике см.: Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» Фета. – М., 1975; Сухих И. Мир Фета: мгновение и вечность // Звезда. – 1995. - № 11.

[4] О пародиях-палиндромонах см.: Гаспаров М.Л. "Уснуло озеро" Фета и палиндромон Минаева. Перестановка частей // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 39-47. В данной хрестоматии помещена пародия Минаева (“Мотив ясно-лирический”) на стихотворение Фета “Шепот, легкое дыханье…”




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №1 | 

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 626. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия