УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 8 страница
[59] 59.. Рассказ о предостережении Крезу мудрого Санданиса возник среди состоятельных слоев местного населения. В греческих рассказах предостережения Крезу делались греческими мудрецами – Солоном, Биантом или Питтаком (ср. I 27, 32). Политический смысл рассказа: нападение нелепо, если нападающий находится на вершине материального благополучия (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 141).
[60] 60.. См. выше I 73, примеч. 9.
[61] 61.. Это солнечное затмение произошло 28 мая 585/4 г. до н.э. Геродот же взял другое затмение, именно 30 сентября 610 г., и поэтому отодвинул на 25 лет смерть Гигеса и включил в число исторических фактов свидания Креза с Солоном, Питтаком и Алкмеоном (В. В. Струве. Этюды, с. 98). Таким образом, неправильная датировка событий в Малой Азии и Греции VII – VI вв. до н.э. обусловлена не субъективными религиозно‑моральными воззрениями Геродота, а неправильной датировкой предсказанного Фалесом солнечного затмения (В. В. Струве. Этюды, с. 100).
[62] 62.. Описание похода Креза на каппадокийских сирийцев показывает, что Крез думал только об экспансии на Черноморское побережье. Но так как каппадокиицы были подвластны Киру, то дело дошло до войны с Киром.
[63] 63.. Ядром лидийского войска была прекрасная конница.
[64] 64.. Упоминание р. Гилла позволяет думать, что решительная битва произошла не при Сардах, а к северу от Магнесии.
[65] 65.. Город Сарды не был обнесен стенами. Персы осаждали только городской кремль (акрополь).
[66] 66.. Рассказ о льве Мелеса – местный лидийский; к нему добавлен персидский рассказ, героем которого был мард Гиреад (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 85). Лев – геральдическое животное Сард (быть может, древний тотем), изображается на лидийских монетах. Он был атрибутом божества – хранителя Сард.
[67] 67.. Взятие Сард персами произошло в 546 г. до н.э. Рассказ об этом заимствован из персидской традиции (А. И. Доватур. Стиль, с. 92).
[68] 68.. Сожжение Креза на костре – это скорее самосожжение. Крез приносит себя в жертву богу солнца Аполлону, который затем тушит костер. Вместе с Крезом возведены на костер «дважды семь» юношей (семь – священное число). На древних вазах сохранилось изображение Креза, сидящего на костре и приносящего жертвы.
[69] 69.. Вмешательство божественных сил в ход исторических событий – довольно частый мотив у Геродота.
[70] 70.. Судьба (Рок) и кара богов за преступления привлекаются для объяснения широкого круга явлений: падение и гибель городов и царств, смерть политических деятелей, государственные перевороты, битвы, войны и пр.
[71] 71.. Богини Судьбы – Мойры, дочери Зевса и Фемиды. Их было три – Атропа, Клото и Лахесис.
[72] 72.. Т.е. в храме Афины Пронии, находящемся перед храмом Аполлона.
[73] 73.. «Чесальный гребень» – орудие пытки. В рассказе о расправе Креза со своим братом отражается эпизод борьбы между сторонниками и противниками греческой ориентации (см.: А. И. Доватур. Стиль, с.. 83).
[74] 74.. Описанный Геродотом курган существует еще и теперь.
[75] 75.. Речь идет о так называемой священной проституции, связанной с культом вавилонской богини Иштар.
[76] 76.. Здесь Геродот передает древнейшее известие о переселении этрусков в Италию. Даже в эпоху Римской республики, когда язык этрусков еще существовал, малоазийское происхождение их считалось общепризнанным.
[77] 77.. Ассирийская держава пала в 612 г. до н.э. Таким образом, возникновение ассирийского царства, по Геродоту, следует отнести ко времени незадолго до царствования Тиглатпеласара I (1116 – 1090 гг. до н.э.). Геродот пользуется здесь аккадскими источниками.
[78] 78.. К числу покоренных Ассирией народностей принадлежали вавилоняне, сирийцы, киликийцы, народности Урарту и Египет (до 669 г. до н.э.).
[79] 79.. Новелла о Деиоке решает вопрос о возникновении монархической власти: умный человек создает себе славу справедливейшего; затем, отойдя от дел, дает почувствовать народу контраст между его справедливой властью и воцарившейся анархией и, наконец, при содействии своих агентов получает власть, к которой он давно уже стремился (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 138). В 715 г. до н.э. Саргон II покорил мидийского царя Даиуку.
[80] 80.. Речи обычно сочинены самим историком, но в новеллах не принадлежат ему (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 190, примеч. 2).
[81] 81.. Сандараковый цвет – оранжево‑красный (сандарак – сернистый мышьяк).
[82] 82.. Мидяне, по‑видимому, в Х – IX вв. до н.э. переселились из Бактрии и Согдианы, заняли северо‑западную часть Ирана и покорили местное, неиндоевропейское население.
[83] 83.. Быть может, скифов изгнали из южнорусских степей киммерийцы, которые перешли Боспор и вторглись в Малую Азию. Скифы же через Дербентский проход по пути между Кавказом и Каспийским морем проникли в Мидию.
[84] 84.. Это был знаменитый храм филистимлян, посвященный Астарте (Иштар).
[85] 85.. Энареи (иранск. «анарья» – немужественный) – кастраты, гермафродиты – жрецы богини Иштар. Скифы во время вторжения в Сирию познакомились с культом богини Иштар.
[86] 86.. Ассирийские «логосы» Геродота до нас не дошли. Возможно, что Геродот их не успел написать.
[87] 87.. Завоевание ассирийского царства царем Мидии Киаксаром подтверждается табличками летописи царя Набупаласара (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 67). О царствовании Киаксара сведения Геродота противоречивы: по одному варианту (I 73), гибель скифов произошла перед войной Киаксара с Лидией, а по другому (I 106) – она непосредственно предшествовала завоеванию Нина (Ниневии).
[88] 88.. Новелла о рождении и воспитании Кира взята Геродотом из легенд царского рода Ахеменидов. В действительности Кир был вассалом Астиага, восстал и низверг этого царя. Мотивы легенды о Кире напоминают легенду о Ромуле и Реме и др.
[89] 89.. «Оком» и «ушами» царя назывались чиновники при дворе персидского царя, выполнявшие полицейские функции.
[90] 90.. Гомеровское слово. Гомеризмы Геродота – одна из особенностей устных ионийских рассказов, перешедших вместе с этими рассказами в «Историю» Геродота (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 180, примеч. 5).
[91] 91.. Собака у иранцев была посвящена верховному богу Ахурамазде и считалась священным животным.
[92] 92.. Некоторые из упомянутых народностей, например даи, только впоследствии были покорены Киром. По Беросу, Кир пал (530 г. до н.э.) в битве с даями, кочевавшими на р. Оксусе (совр. Амударья).
[93] 93.. Это сообщение подтверждается летописью вавилонского царя Набонида: Астиаг был выдан Киру его собственными восставшими воинами.
[94] 94.. Данные Геродота о времени господства мидян восходят к аккадским источникам. Основание мидийского царства относится к 671 г., а его падение – к 553 г. до н.э.
[95] 95.. Геродот отождествляет греческого Зевса с персидским Ахурамаздой (мудрый владыка).
[96] 96.. Эти слова напоминают одно место из гат (песней Авесты), по которому Мазда «несет мощные небеса подобно одеяниям» (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 117).
[97] 97.. Перечисленные здесь божества: солнце (Митра), луна (Магх), земля (Зам), огонь (Атар), вода (Ап), ветер (Вата) принадлежат древней арийской религии. Поклонение этим божествам сохранила и религия Заратуштры.
[98] 98.. Геродот смешивает здесь бога солнца Митру с богиней воды Анаитой. В пограничной вавилонско‑иранской области рано произошло смешение Анаиты с богиней Иштар, что, по‑видимому, указывает на то, что осведомитель Геродота происходил оттуда.
[99] 99.. В культе Ахурамазды священный огонь считался вечным, и поэтому персы «не возжигают огня» (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 120).
[100] 100.. Головной убор персов в виде усеченного конуса.
[101] 101.. При жертвоприношении маг пел гату (песнь из Авесты), содержание которой Геродот совершенно произвольно сопоставляет с эллинской теогонией (поэмой о происхождении богов).
[102] 102.. Слухи о таких обильных угощениях персов были распространены в Греции еще в V в. до н.э. (см.: Аристофан. Ахарняне, с. 86).
[103] 103.. Здесь речь идет о ритуальных, а не о бытовых оргиях. Опьяняющий напиток «хаома», который употребляли персы, должен делать «знающими» участников оргии (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 26). В Авесте опьянение «златоцветной хаомой» дарует «всестороннее знание».
[104] 104.. Подобное же известие о воспитании юношей содержится в надгробной надписи Дария I (В. В. Струве. Этюды, с. 84).
[105] 105.. В Накширустемской надписи Дария царь требует тщательно обсудить, кто подлинный враг, а кто нет (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 82).
[106] 106.. Белые голуби были посвящены Иштар. Персы считали их носителями проказы.
[107] 107.. Очевидно, персидские имена были известны Геродоту лишь в греческой транскрипции.
[108] 108.. Погребение в земле считалось у персов одним из способов почитания богини земли (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 144).
[109] 109.. Обмазывание тела покойника воском – вавилонский обычай, принятый персами. Тела персидских царей после бальзамирования помещались в саркофаги. Выставление трупов на растерзание диким зверям в это время было в обычае только у североиранских племен и у магов.
[110] 110.. Обычай магов оставлять трупы на растерзание зверям восходит к способу погребения каспиев (см.: Страбон XI, 9,3,8).
[111] 111.. Геродот говорит здесь о местных говорах отдельных местностей и городов. Они отличались от того ионийского диалекта, на котором писал Геродот.
[112] 112.. 12 ионийских городов возникли из 12 областных союзов ионян. У них было общее святилище в Панионии.
[113] 113.. 6 дорийских городов возникли из 6 дорийских областных союзов. Их общее святилище находилось на мысе Триопии у Книда.
[114] 114.. По Геродоту, дорийское переселение вынудило ахейцев отступить на север. Ахейцы вытеснили тогда ионян, живших у Патрасского залива, и заставили их переправиться в Малую Азию.
[115] 115.. Минийцы первоначально жили в Фессалии в области Иолка. Под давлением пеласгов (эолийцев) часть их двинулась на юг и основала Орхомен в Беотии. Другая часть заняла о. Лемнос, откуда их впоследствии изгнали пеласги. Тогда минийцы перешли в южную часть Пелопоннеса, но под натиском дорийцев вынуждены были отступить в горную область Тайгета.
[116] 116.. Фразу «так обстоит дело... оканчиваются на эту букву» некоторые ученые считают позднейшей вставкой.
[117] 117.. Эти 12 эолийских городов первоначально были племенными округами. Имена некоторых городов (например, Лариса) встречаются в Фесалии и в Малой Азии. Эолийцы переселились из Фессалии раньше ионян под натиском дорийцев.
[118] 118.. «Сто островков» – многочисленная группа островков между Лесбосом и материком.
[119] 119.. В подлиннике χομίζειν. Вместе со Штейном и Мищенко я перевожу «поручил хранить», а не «перевозить», как предлагает Пауэлл (J. E. Powell. A lexicon to Herodotus, s. v. χομίζειν).
[120] 120.. После завоевания лидийского царства Кир намеревался покорить Вавилон, бактрийцев, саков и египтян. Вавилон был взят в 539 г. Дата завоевания Бактрии неизвестна. Сатрапом Бактрии был поставлен Гистасп, отец царя Дария I. В 529 г. до н.э. Кир погиб в битве с саками‑массагетами (скифами).
[121] 121.. Восстание Пактия охватило только Сарды и греческие приморские города. Остальная Лидия оставалась спокойной. Пактий опирался на греческих наемников (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 88).
[122] 122.. Запрещение ливийцам носить оружие нельзя понимать буквально. Лидийская конница с тех пор исчезла, потому что был уничтожен общественный слой, который составлял ядро вооруженной силы независимой Лидии (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 90).
[123] 123.. Геродот разоблачает обман жрецов. Бранхиды и жрецы Аполлона поддерживали персов.
[124] 124.. Все люди, прибегавшие к храму, алтарю или статуе божества, считались неприкосновенными под защитой божества, и выдача их была святотатством. Пактий явился в Киму «умоляющим о защите».
[125] 125.. Круглые корабли – торговые суда, имевшие малую скорость, 50‑весельные военные корабли и триеры (с тремя рядами весел) развивали большую скорость. Техника плавания на парусах была несовершенна, и рулевое управление плохое, компас был неизвестен. Навигация продолжалась 50 дней после летнего солнцестояния. Торговые корабли не были так связаны с берегом, как триеры. За день корабль мог пройти 500 – 700 стадий.
[126] 126.. Кадмейская победа (поговорка) – гибельная для обеих сторон, как в битве Этеокла с Полиником.
[127] 127.. Далее в тексте лакуна.
[128] 128.. Нуждаясь в греках (как в мореходах), Кир не ухудшил условий, в которых они находились под властью Креза (ср.: <EMС.< em>Я. Лурье. История, с. 184).
[129] 129.. По критскому преданию, первоначальные жители Крита (по Геродоту, карийцы‑лелеги) поставляли экипажи для кораблей критского царя Миноса. Теснимые ионянами и дорийцами, критяне частично выселились в Малую Азию. Носители дворцовой культуры Кносса и Феста частично остались на Крите, подчинившись ахейцам. Легендарный Минос, по Геродоту, был царем ахейцев на Крите и предпринял походы в Египет и Сирию. Критяне переселились в Малую Азию после вторжения на остров ионян и дорийцев.
[130] 130.. На микенских вазах (ок. 100 г. до н.э.) изображаются ахейские воины ионян и дорийцев.
[131] 131.. Быть может, рассказ Геродота основан на ликийском предании, связанном с историческим фактом завоевания Крита ахейцами и последующего захвата его ионянами и дорийцами.
[132] 132.. Геродот сильно преувеличил размеры Вавилона. По данным раскопок, окружность города не превышает 18 км.
[133] 133.. Царский дворец теперь раскопан. Храм Зевса Бела, вероятно, святилище бога Мардука.
[134] 134.. Эта история до нас не дошла.
[135] 135.. Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара II (605 – 562 гг. до н.э.).
[136] 136.. Лабинет (вав. Набу‑на'ид), по происхождению арамей из Харрана, не мог быть сыном царицы Нитокрис.
[137] 137.. Город Сусы был конечным пунктом царского пути от Эфеса на восток.
[138] 138.. Описание осады Вавилона относится ко второму завоеванию города Дарием I (18 декабря 522 г. до н.э.). Уровень воды в р. Евфрате в это время самый низкий, и поэтому персам не надо было прибегать к искусственным сооружениями, описанным Геродотом. Город был взят в день храмового праздника. Первое взятие города Киром произошло в 539 г. до н.э. после победоносной битвы. Аккадцы восстали против царя Набу‑на'ида, так что персидский полководец Гобрий занял затем город без сопротивления.
[139] 139.. Сесам – кунжут (Sesamum indicum L.).
[140] 140.. Еще и теперь в Иране употребляются подобные круглые суда под названием куфа.
[141] 141.. О подобных обычаях в Вавилоне из других источников ничего не известно.
[142] 142.. Напротив, медицинская наука была высоко развита в Вавилоне и там было много врачей.
[143] 143.. Подобные обычаи еще долго существовали на Востоке.
[144] 144.. Вавилоняне пропитывали тело покойника особого рода смолой (бальзам), которую Геродот называет медом. Обычно покойников погребали под полом домов.
[145] 145.. Подобные обычаи очищения существовали у древних иудеев. Отсюда некоторые делают заключение, что под арабами Геродот имеет в виду иудеев. Но Геродот, по‑видимому, не знал иудеев. По крайней мере он нигде о них не упоминает.
[146] 146.. Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки – жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки‑вавилонянки.
[147] 147.. Массагеты‑саки делились на две большие группы: 1) северные саки – «большие саки» (т.е. большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2) саки‑амиргийцы (перс. сака‑гаума‑варга – «хаому изготовляющие») жили в долине совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах у Геродота есть два различных известия (аккадское и скифско‑эллинское). Согласно скифско‑эллинскому источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры.
[148] 148.. Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: по аккадскому, р. Аракс (совр. Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо‑востоке Мидии), затем главная река течет с Бингoл‑дага (в совр. Армении) и, наконец (совр. Кура), впадает на западе в совр. Каспийское море. По скифско‑эллинскому источнику, р. Аракс впадает с востока в Каспийское море (в настоящее время высохшее устье Амударьи – Узбой).
[149] 149.. Здесь, по‑видимому, идет речь об изготовлении опьяняющего напитка «хаома». В надписях царя Дария I упоминаются амиргийские саки‑массагеты (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 30).
[150] 150.. Имеются в виду саки‑массагеты (от иранск. «масья» – рыба), собственно, «рыболовы» или «рыбоеды».
[151] 151.. Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание сведения, добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко.
[152] 152.. Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный красильник (Isatis tinctoria L.}.
[153] 153.. Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с плодородными областями юга.
[154] 154.. Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает собственные взгляды Геродота.
[155] 155.. Гистасп (перс. Висташпа) – почитатель и покровитель пророка Заратуштры; поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был ненавидим знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 38).
[156] 156.. В рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира не мощью противника, а волей Ахурамазды (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 65).
[157] 157.. Кир пал в 530 г. до н.э. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ Плутарха о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха первых Селевкидов), Кир нашел смерть после 9‑летнего царствования «в долине Даас», т.е. «в стране даха‑даев» (ср.: Б. А. Тураев. История Древнего Востока. II. Л., 1954, с. 118).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
|