На магнитной ленте записано 45 речевых высказываний примерно одинаковых по объему. В них содержится информация о положительном, индифферентном и отрицательном эмоциональном состоянии говорящего. На каждое из этих состояний записано 15 высказываний. Предполагается и более тонкая дифференцировка этих состояний, в связи с чем среди положительных эмоциональных состояний нужно определить состояния облегчения, радости, восхищения; среди индифферентных - состояние любопытства, безразличия, удивления; среди отрицательных - обиду, тревогу, тоску. На каждое из этих частных состояний приходится по 5 высказываний.
Тексты взяты из произведений отечественных классиков поэзии.
Примеры
Положительные эмоциональные состояния
1. В углу горит лампадка, на сердце отлегло (облегчение).
2. Опять увенчаны мы славой, опять кичливый враг сражен (радость).
3. Она из сказки, кистью создана! (восхищение). Индифферентные эмоциональные состояния
1. Зачем надевают кольцо золотое на палец, когда обручаются двое? (любопытство).
2. Он их искал без упоенья, а оставлял без сожаленья (безразличие).
3. Неужто ты влюблен в меньшую? (удивление). Отрицательные эмоциональные состояния
1. Я мало жил и жил в плену (обида).
2. Об этой девушке босой я позабыть никак не мог (тоска).
3. Вдруг впереди мелькнули двое. И больше - выстрел! (тревога).
Вторая серия. Вся информация содержится в интонационном рисунке говорящего. На магнитной ленте записано 4 коротких высказывания. Каждое из них произнесено с разными интонационными оттенками профессиональным актером. I. Она цвела. Интонационные оттенки:
1. Удивление. 2. Безразличие. 3. Облегчение. 4. Сожаление. 5. Радость. 6. Тревога. 7. Восхищение. 8. Гордость. II. Перестаньте. Интонационные оттенки:
1. Тревога. 2. Безразличие. 3. Легкая обида. 4. Кокетство. 5. Раздражительная категоричность. 6. Притворство.
III. Я пойду. Интонационные оттенки:
1. Неуверенность. 2. Твердая решимость. 3. Предупреждение. 4. Утверждение. 5. Настойчивость. 6. Радость. 7. Пытливость. 8. Удивление. 9. Упрямство.
IV. Оставьте их. Интонационные оттенки:
1. Просьба. 2. Мольба. 3. Пренебрежение. 4. Снисходительность. 5. Приказ. 6. Совет. 7. Предупреждение. 8. Заигрывание. 9. Безразличие. 10. Досада. Инструкция: требуется по возможности быстрее определить эмоциональное состояние и интонационный оттенок говорящего.
Ответы испытуемого и затраченное на них время фиксируются экспериментатором.
Методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения
за экспрессией»
Методика взята из книги: Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под. ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.
Таблица 9
Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов
| Лицо
| Тело
| |
Эмоция
| Голова
| Брови
| Глаза
| Рот
| Руки
| Корпус
| Ноги
| Комплексные реакции
| |
Радость
| Отклонена назад
| Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу
| Сужение глазных целей; радиальные складки у наружного угла
| Углы приподняты
| Подвижны, хватание за бока и т. п.
| Отклонен назад
| Ступни развернуты
| Моторное возбуждение
| |
Внимание
|
|
|
|
| Иногда моделируют объект внимания
| Наклонен к объекту внимания или от него
|
| Заторможенность, неподвижность; части тела копи-руют объект вни-мания
| |
Удивление
| Неподвижна
| Приподнимание бровей, поперечные складки на лбу
| Расширение глазных шелей, взор на объект
| Приоткрыт
| Неподвижны, руки пассивно свисают
| Неподвижен или устремлен вперед
| Согнуты в коленях
| Гипотония мускулатуры
| |
Безразличие
|
| Брови занимают
горизонтальное
положение
| Веки полуопу-щгны; взгляд в сторону
|
| Опущгны, вялые, малоподвижные
| «Сломан», вдавлен в бедра
| Ступни стоят
произвольно; инр-каньепри ходьбе
| Гипотония мускулатуры
| |
Презрение
| Закинута назад
| Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови: поперечная складка на лбу
| Веки полуопу-щзны глаза смотрят вниз
| Нижняя
губа опущгна
|
| Напряжен и снят с бедер
| Стопы при ходьбе ставят TII0-тельно, носки развернуты
|
| |
Печальи горе
| Опущена; при сидении опирается на руку
| Сближение бровей и продольнопопе-речная складка на
лбу
| Веки опущены, нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен
| Уголки
опушены
центр
нижней
губы
приподнят
| Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы
| Расслаблен, ищет опоры, линияспины «сломана»; сутулость
| Расслаблены; ступни свернуты
| Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности
|
Гнев
| Прямая
| Сближение или опускание бровей и продольнопопе-речная складка на
лбу
| Расширение глазных целей; быстрые дви-жения глазных яблок
| Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь
| Размахивают, кисти сжаты в кулак. Дрожание
| Наклонен вперед
| Топание ногами
| Наличие разрушительной тенденции
|
Страх
| Опущена, иногда отвернута или откинута назад
| Сближение и приподнимание бровей и продольнопопе-речнаяскладка на
лбу
| Расширение глазных шелей, напряжение нижнего века
| Закрыт или приоткрыт, поперечно растянут при активных формах страха
| Прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, дрожание
| Расслаблен, «вдавлен в бедра», неподвижен; сутулость
| Согнуты в коленях, спотыкание при ходьбе
| Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться
|
Боль
| Неподвижна
| Приподнимание бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу
| Сужение глазных шелей
| Плотно сомкнут или
верхняя губа
приподнята
| Отдергиваются от источника боли
| Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (л/и успокоения)
| Отдергивание от источника боли. Иногда угловатые позы со свернутыми носками
| Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения
|
| | | | | | | | | | | |